Как провести Апостольский пост с духовной пользой?

Дорогие читатели! Поздравляем вас с началом Апостольского поста и желаем его провести с пользою для своего спасения.

С постом! Помоги вам, Господи, — пишет святитель Феофан, Затворник Вышенский, — провесть его душеспасительно. Не слишком налагайте. Сил недостанет послушание исполнять и правило совершать. Все в меру. На внутреннее больше обращайте внимание и построже разбирайте все, там бывающее, при свете слова Божия с отеческими указаниями. Малая кривость там большою угрожает бедою [1].

Нужно ли христианину соблюдать все посты, учреждённые Церковью?

Иногда те христиане, которые ещё не разу не сподобились вступить на поприще поста, или положили себе правилом поститься только во дни Великого поста задаются вопросом: «А зачем в Церкви учреждено столько постов и постных дней? Зачем, вообще, нужен пост?» Ответы на эти вопросы мы нашли в творениях святителя Феофана:

Течём путем жизни среди ветошей, кои и под ногами, и по бокам, и спереди, и сзади, и сверху, и снизу, и извнутри, и извне охватывают нас и теснят, и очень трудно или и невозможно, чтобы какая из них не прилипла и не осталась на нас и в нас, как нельзя идущему по большой дороге не запылиться. Вот милостивый Господь и устроил нам пост, который есть, с одной стороны, смотр, или осмотр, где какие есть пылинки-ветоши, с другой – баня для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого, чтобы, прошедши то и другое, мы являлись новенькими, чистенькими и Богу и людям приятными, как деревцо в весну, вновь покрывшееся листьями и цветами. Всего сего от души желаю вам [2].

Из духовного опыта и наставления святителя становится понятно, что все четыре поста и постные дни, установленные заботливо Церковью для своих чад не просто нужны, а необходимы для поддержания духовного и телесного здоровья христианина. «Никто не благ, как только один Бог, — говорит Спаситель одному благочестивому юноше и далее сообщает об условии, которое приближает человека к святости. — Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди» (Матф.19:16,17). Таким образом, чтобы соблюсти заповеди Господни и исполнить Его слова: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48), необходимо с помощью поста, покаяния, молитвы и добрых дел стремиться к чистоте тела, души и духа. Безусловно, что покаяние, молитва и добрые дела должны сопровождать всю нашу жизнь, но постом эти три добродетели умножаются и приносят более плода, чем в обычное время. Поэтому при правильном осознании места поста в духовной жизни христианина, пощение не будет восприниматься тягостно, а сам пост будет ожидаться радостно ещё задолго до его наступления, подобно тому как занемогший ждёт приёма целительных лекарств. Рай был потерян нашими прародителями в результате преступления заповеди: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16). Будучи прельщены змием, то есть грехом, Адам и Ева нарушили пост и потеряли рай. «…подъятие строгого поста, — пишет святитель Феофан, — должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая». Но вместе с тем пост до сих пор вызывает немало кривотолков:

Бедный пост! — сокрушается святитель Феофан. — Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все, по милости Божией, стоит. Да и как иначе-то? Подпора крепка! Господь постился, апостолы постились, и притом немало, но, как говорит о себе апостол Павел: «в пощениих многащи» (2 Кор. 11, 27), и все святые Божии держали строгий пост, так что если б дано было нам обозреть обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Так и следует. Нарушением поста потерян рай — подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая. Мать наша, Святая Церковь, сердобольная, разве мачеха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное? А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же… Да и все, хотящие спастись, покоряются… Посмотрите вокруг. Мало-мальски у кого западет забота о душе — сейчас начинает поститься, и чем сильнее у него забота, тем строже он постится. Отчего бы это? Оттого, что при посте успешнее идет дело и легче совладать с душою. Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение. Уж где чрево пишет законы, там Бог — чрево. Кому Бог — чрево, тот враг Креста Христова. Кто враг Креста, тот враг Христа, Спасителя нашего и Бога [3].

Бывает так, что постящийся становится предметом укоров и насмешек со стороны домашних, знакомых, сослуживцев. Как поступать в таких случаях, чтобы сохранить мир и любовь между собою? Святитель Феофан по этому поводу даёт такие наставления:

Когда кто станет восставать на какое-нибудь подвижническое установление Божие, начинайте его спрашивать: какое же принимает он кроме этого, отвергаемого? Например, кто пост отвергает, спросите: ну а в Церковь нужно ли ходить? нужно ли домашнее держать молитвенное правило? нужно ли исповедоваться? и прочее… И уж наверно найдете, что он откажется от всего. И ясно будет вам, что не о посте у него толк, а о всякой вообще тесноте. Ему хочется жить широко… Ну и пусть живет! Только уже непременно прочитайте ему определение суда Божия на широкий путь! Это долг всякого, ведущего сие определение! Ведь когда все расспросите, окажется, что такого рода мудрец совсем другой будто веры. И скажите ему то; скажите: у тебя, брат, другой бог, другие законы, другие надежды!.. А у нас Бог — Господь Иисус Христос, постившийся, мать у нас — Святая Церковь, уставами требующая поста. Споручники наши — святые апостолы, пастыри и учители вселенные, все постники и законоположники поста! Так нам иначе нельзя. А ты себе иди своей дорогой. Не думаете ли вы убедить таких?.. Куда нам! Лоб у них медян и выя железна! Что вы с ними сделаете? Не думайте, что у них есть резоны какие основательные. Нет. У них только упорство сильно. Вот те кривотолкования, что вы слышали, — верно, считаются у них высокими идеями. А посмотрите, что тут есть? Говорят: не входящее в уста сквернит… Кто против этого спорит? Разве постящиеся воздерживаются от пищи потому, что боятся оскверниться ею? Помилуй Бог! Никто так не думает. А это хитрецы мирские сплетают ложь, чтоб как-нибудь прикрыть себя благовидностию.
Нарушающие пост сквернят себя, только не пищею, а нарушением заповеди Божией, непокоривостию и упорством [5].

Как необходимо поститься правильно?

У поста, по словам святых отцов, есть две стороны: внешняя (телесный пост) и внутренняя (пост духовный). Они находятся в тесной взаимосвязи, и если бывает некое искажение одной из этих сторон, то и сам пост перестаёт быть исцеляющим и плода не приносит. Вот как об этом пишет святитель Феофан:

И те, кои постятся, а не хранят сердца своего чистым, не считаются чистыми. Надобно то и другое: и пост телесный, и пост душевный. Так в поучениях говорится, так и в Церкви поется. Кто не исполняет сего — не пост виноват! Зачем же от поста-то отказываться под сим предлогом? Спросить бы тех, кои не хотят поститься, хранят ли они свое сердце чистым? Дело невероятное! Если при посте и других подвигах едва-едва можно управляться с нашим любезным сердцем, то без поста — уж и говорить нечего [6].

Помните, — приводит пример святитель Феофан, — как один старец встретил молодого монаха, выходившего из харчевни, и сказал ему: «Э, брат! не доброе дело сюда ходить!» Тот отвечал ему: «Поди! лишь бы сердце было чисто…» Тогда старец с изумлением сказал: «Сколько лет живу я в пустыне и пощусь, и молюсь, и редко куда выхожу, но еще не приобрел чистого сердца — а ты, юный, ходя по харчевням, успел приобресть чистое сердце. Диво!» [7]

Вот то же надо сказать, — продолжает святитель Феофан свои рассуждения, — и всякому, отказывающемуся от поста. А то, что там дальше говорится: «не ядый ядущаго да не осуждает» — ни к чему не ведет. Ведь это наставление! Поставляя себя в число постящихся, поблагодарим за совет или напоминание. Но непостящийся чрез это не освобождается от обязанности поститься и от ответственности за непощение. Кто осуждает непостящегося, тот грешит, но непостящийся чрез это не становится праведным [8].

И не будем осуждать. Пусть всякий себе как знает. А за правило или закон поста стоять надо и не давать вольникам коварно сплетать ложь. Наконец, снисхождение Златоуста к непостившимся означает только доброту его сердца и желание, чтоб в Светлое Христово Воскресенье все радовались и не было печального лица ни одного. Таково желание святого отца, а сбывается ли оно на деле — Бог весть! Говорите больному: будь здоров, будь здоров… Поздоровится ли ему от сего? то же и там. Всех приглашают радоваться, а все ли истинно радуются? Совесть-то куда девать? Шум да гам не есть радость. Радость бывает на сердце, которое не всегда радуется при внешних увеселениях. Вот святой Златоуст, предполагая, что иного тревожит совесть за непощение, сию самую тревогу принимает за раскаяние и епитимью и всех разрешает на радость и веселие… Так вот эта частичка сокрушающихся о непощении действительно вкусит духовного утешения, или умиления сердечного, а прочие едва ли! Да пусть и так; законность и обязательность поста для всех от этого нисколько не умаляется! [9].


Ссылки:

[1] Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. Изд. 2-е. — М., «ДАРЪ», 2008. — С. 466.

[2] Там же. С. 465.

[3] Там же. С. 468-469.

[4] Там же. С. 469.

[5] Там же. С. 469.

[6] Там же. С. 469.

[7] Там же. С. 469.

[8] Там же. С. 469-470.

[9] Там же. С. 470.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *