Литургия — встреча с собой и Богом

Иногда это полёт духовной радости. Иногда – трудная дорога в гору. Но всегда – оживание вновь: на мгновение или на несколько дней.

И всегда Литургия – это встреча. Встреча, прежде всего, с собой, когда приступая к Таинству Покаяния, каждый раз пристально всматриваешься в себя и видишь там то, за что бывает мучительно стыдно и досадно. За что бывает стыдно – обычно не повторяется. За что досадно – искореняется труднее, подобно болотной ряске быстро разрастается и покрывает поверхность души плёнкой беспечности, препятствуя проникновению в неё Света. Когда вступаешь в бой, досада исчезает, «ряска» тоже уменьшается, даже если временами и терпишь поражение, то всё равно бывает легче, чем при бездействии. Только бы не отступать.

Литургия – всегда встреча и с Богом. Хотя Он всегда с нами. Но на Литургии Он ближе всего, особенно на Евхаристическом каноне. Иногда, кажется, будто Небо и Земля сливаются в молитвенном славословии: «Тебе поем, Тебя благодарим, Тебе молимся…».

Один старец говорил своим духовным чадам, что на Литургии можно вымолить всё, потому что Бог есть любовь. «Что же может существовать невозможного, чтобы нельзя было вымолить у Этой Всепрощающей и Всепокрывающей Любви?», – часто повторял он. А преподобный Серафим Саровский, наставляя о правильности молитвы, пояснял: «Только лишь бы во славу Божию было и другим на пользу. Всё возможно, Радость моя, верующему!»

Литургией ( на греч. λειτουργία — «служение», «общее дело») называется церковная служба, на которой совершается Таинство Евхаристии. По словам профессора Н. В. Покровского, Литургия составляет средоточие всего христианского богослужения: к ней примыкают церковные службы, не только рядовые (вечерня, повечерие, полунощница, утреня и часы), но даже и внерядовые (церковные Таинства). Рядовые богослужения как бы приготовляют к ней, а Таинства и другие службы совершаются или по крайней мере в древности совершались, в связи с Литургиею.
«Крещение, — пишет епископ Аверкий (Таушев) — в древности сопровождалось причащением новокрещенного на Литургии, которая следовала тотчас за совершением крещения; миропомазание соединено было с крещением, следовательно вместе и с Литургиею. Покаяние совершалось на Литургии, когда читались над кающимся особые молитвы; священство еще доселе совершается на Литургии; брак в древности сопровождался причащением и даже некоторое время совершался во время Литургии и потому с течением времени удержал в своем составе некоторые элементы Литургии (от «Отче наш» до конца); елеосвящение сопровождалось причащением. Такое важное значение Литургии в общем составе христианского богослужения объясняется её высокою важностию по существу и установлением её непосредственно Самим Спасителем, как это известно из Евангелий и Посланий Апостольских» («Лекции по Литургике», СПбДА, читанные в 1895—1896 учебном году, стр. 134).

Евхаристия – это средоточие всего христианского богослужения, то есть Богослужение по преимуществу. 

Таинство Причащения было установлено Самим Иисусом Христом на Тайной Вечере. Оно описано в Евангелии евангелистами: Матфеем, Марком, Лукой (Матф. 26, 26—28; Марк. 14, 22—24 и Лук. 22, 19—20). В Евангелии от Иоанна при изложении им учения Господня изъясняется важность приобщения Святых Христовых Таин (Иоан. 6, 39—48). Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (1 Коринф. 11, 23—32) объясняет значение Таинства и предостерегает от недостойного Причащения:

«Ибо всякий разкогда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посемукто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойновиновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы».

Что же необходимо, для того чтобы нам не погрешать против чаши Господней? По словам святых отцов, надо всегда осознавать своё недостоинство и просить милости у Христа, говоря: «Недостоин, Господи, Твоего Причащения, но Ты милостив. Прости мои прегрешения и помоги мне
достойно подойти к Святой Чаше и вкусить Твоего Святого Тела и Честной крови неосужденно».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *