Сретение Господне

Одним из праздников, установленных в память о важнейших событиях в земной жизни Иисуса Христа, является Сретение Господне, отмечаемое на 40-й день после Рождества и завершающее собой связанный с ним цикл торжеств. В Православном церковном календаре он занимает особое место, поскольку олицетворяет собой рубеж между эпохами Ветхого и Нового Завета. Славянское слово «сретение» обозначает встречу человечества с Богом.

         Подробности события Сретения Господня верующие узнают из Евангелия от Луки. По ветхозаветному закону Моисеову первенца, т.е. старшего сына, посвящали Богу, напоминая о том, как в ночь перед выходом евреев из Египта Ангел Господень убил всех первенцев египетских, детей и животных, оставив невредимыми еврейские дома, в которых косяк был помазан жертвенной кровью.

         Во времена рождения Господа было принято за первенца вносить в храм Иерусалимский символический выкуп. Также и женщине, родившей сына, положено было 40 дней очищения, после чего она должна была принести жертву — однолетнего агнца и молодого голубя или горлицу. Ветхозаветный обычай 40-дневного очищения после рождения ребенка сохраняется и в Православии. Обычно в 40-й день или позднее мать с ребенком приходит в храм. Женщине вычитываются молитвы «сорокового дня», после чего она уже может прикасаться к святыне и молиться в храме (до этого ей положено стоять в притворе). Младенца священник также вносит в храм, мальчика заносит и в Алтарь.

         По преданию, после Рожества Христова святое семейство жило в Вифлееме, в доме их родственницы Саломии. В 40-й день Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица с Младенцем Христом направились в Иерусалим, чтобы исполнить повеления Закона. В храме их встретил старец Симеон, который ждал этой встречи долгие годы своей праведной и благочестивой жизни. По преданию, он был одним из 72 еврейских толковников, переводивших Священное писание на греческий язык при царе Птолемее II Филадельфе (285 — 247 до Р. Х.) Пребывая в более чем преклонных летах, праведный Симеон не мог оставить этот мир в силу откровения, данного ему свыше. В день, когда Пресвятая Богородица и Её обручник ─ праведный Иосиф, совершили Принесение во храм Младенца Иисуса, он по Божественному внушению явился туда и стал не только свидетелем, но и участником событий. Это положило начало исполнению Божественного откровения. Подойдя ко Святому Семейству, он принял из рук Девы Марии Младенца Иисуса (за что был впоследствии наречен Богоприимцем) и изрёк пророчество о спасении мира, ставшее одной из наиболее известных молитв. Начинается она словами «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка…». Обратившись же к Матери Богомладенца, он открыл многое из того, что предстоит пережить и Ей Самой, и всему израильскому народу.

Симеон обратился с благословением и к ним, восхваляя и величая пренепорочную Матерь, родившую в мир Бога и человека, и ублажая мнимого отца святого Иосифа, сподобившегося быть служителем такому таинству. Иосиф и Пречистая Дева, слыша всё сказанное Симеоном о Младенце, удивлялись; притом они видели, что Симеон говорит к Младенцу, не как к младенцу, но как к «Ветхому днями», и молясь обращается к Нему не как к человеку, а как к Богу, имеющему власть жизни и смерти и могущему тотчас отпустить старца к иной жизни, или удержать в настоящей. Ещё одной участницей этого великого события стала 84-летняя пророчица Анна, долгие годы пребывавшая во вдовстве и неотлучно находившаяся в Иерусалимском храме. На склоне лет она посвящала свои дни постам и молитвам. Подойдя вместе с праведным Симеоном ко Святому Семейству, она также славила Бога, а затем передала весть о явлении в мир Спасителя всем жителям Иерусалима.

         Слыша и видя всё сие, книжники и фарисеи распалялись в сердцах своих, и негодовали на Симеона и Анну за их свидетельства об Отроке. Они не умолчали, но обо всём случившемся и сказанном в храме известили Ирода царя. Тотчас он послал воинов с приказанием отыскать Божественного Младенца Христа-Господа и убить Его; но они не нашли уже Его: по повелению, данному Иосифу во сне, Он обретался в Египте. Святой Иосиф с Пречистою Богородицею, исполнив в храме всё требуемое законом, не возвращались в Вифлеем, а пошли в Галилею, в свой город Назарет, а оттуда быстро скрылись в Египет. Отрок же возрастал, и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия пребывала на Нем. Роль праведного Симеона и пророчицы Анны в Священной истории весьма велика. До Рождества Христова весь народ израильский на протяжении многих веков жил ожиданием прихода в мир Мессии-Спасителя, и лишь им двоим, последним праведникам Ветхого Завета, суждено было воочию узреть Его Пришествие. В лице Иисуса Христа произошло неслитное и нераздельное единение человека с Божеством, что они не только сподобились видеть, но и всенародно засвидетельствовали. Именно поэтому Сретение Господне вошло в число главных христианских праздников.

         Уже в IV веке праздник торжественно совершался в Иерусалимской Церкви, завершая 40-дневную праздничную череду от Богоявления, называемого также Эпифания. К двунадесятым праздникам его причислили в 544 году во время правления императора Юстиниана (527–565). В то время Византию постигло много бедствий. Сначала произошло землетрясение в Антиохии, сопровождавшееся многочисленными жертвами. Потом появилась моровая язва — эпидемия оспы, занесенной из Африки. Предание говорит, что в тяжелые дни, когда весь народ переживал страшные беды и болезни, благочестивому христианину было видение: праздник Сретения Господня надо совершать более торжественно.

         Стоить отметить, что на Руси с этим праздником связано немало обычаев. Сретение Господне, например, испокон веков считалось наилучшим моментом для того, чтобы сделать предложение будущей невесте. Ещё со времён Киевской Руси вошло в обычай по погоде, выдавшейся в этот день, строить прогнозы относительно того, какой в этот год будет весна. Считалось верной приметой, что если 2 (15 февраля) светит солнце, а мороз не слишком сильно щиплет нос и уши, то весна будет ранняя и дружная. Если же в праздничный день небо затянуло тучами и за окном не смолкает вьюга, то рассчитывать на скорое тепло не приходилось. Касались народные приметы и будущего урожая. Так, если в праздничное утро чуть свет выпадал снег, то с уверенностью говорили, что хлеба в этом году вызреют рано, и урожай будет обильным. Если же снегопад начинался в середине дня, это тоже никого не смущало, но свидетельствовало лишь о том, что колосья нальются в обычное для них время. Опасение мог вызвать вечерний снег, но и тут оптимисты уверяли, что он сулит не бескормицу, а вызревание поздних сортов зерновых. Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня перенесён в Православную церковь от католиков в 17 веке, когда митрополит Петр Могила правил «Требник для малоросских епархий». У нас латинский сретенский обряд так и не укоренился, а чин, благодаря Петру Могиле, остался (у греков и старообрядцев его нет). Поэтому во многих епархиях Русской Церкви свечи освящают либо после заамвонной молитвы, либо после литургии на молебне. И есть места, где нет обычая освящать свечи. «Магическое» отношение к сретенским свечам является пережитком языческого ритуала почитания огня, связанного с культом Перуна, и получившего название «громницы».

         Но самым важным в день Сретения является молитва в храме, личная встреча христианина с Господом, причащение Его Телом и Кровью во оставление грехов и жизнь вечную.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *