Антипасха или неделя о Фоме

Седьмой день Светлой седмицы, второе воскресение после Пасхи по календарю Русской Православной Церкви имеет название Антипасха ( в переводе с греческого вместо Пасхи) или вторая Пасха, и означает конец Пасхальной недели. Этот день называют также Фоминой неделей в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

Первое упоминание об Антипасхе содержится в антиохийских по происхождению «Апостольских постановлениях» (около 380 года). В древней Церкви крещение неофитов осуществлялось на литургии Великой субботы или собственно Пасхи. Первые восемь дней после крещения неофиты ходили в белых одеждах и снимали их в восьмой день, то есть в Антипасху.

Богослужение в этот день связано с воспоминанием двух явлений Воскресшего Господа Иисуса Христа апостолам. Первое случилось вечером на Пасху — тогда Христа видели только десять апостолов, среди которых не было Фомы.

А второе — «после восьми дней» (после Пасхи) одиннадцати апостолам. Тогда среди них был и Фома. Однако прежде он говорил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20:25).

Своим явлением апостолу Фоме Воскресший Господь уверяет, что Он имел по Воскресении не мнимую, призрачную плоть, а действительную, пригвождённую ко кресту и даже по Воскресении сохранившую нанесённые раны. Фома, увидев Христа, воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» — и эти его слова означают не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Него как в Бога.

На Руси этот праздник называли «Красной горкой». С этого дня начинался весенний период сельских свадеб, а также обходы дворов молодожёнов с поздравлением. На Красную горку водили хороводы, пели песни, плясали, играли в различные игры, совершали закликание весны. Молодёжь на заре на возвышенном красивом месте встречала восход солнца. 

В дореволюционной России считалось, что на Красную горку «люд крещёный с покойничками христосуется», поэтому к этому дню красили яйца, но уже не в красный, а в жёлтый или зелёный «поминальные» цвета. Все эти действия сопровождались восклицанием «Христос Воскресе!», напоминая о значении этого праздника и его главном Виновнике, о Господе Иисусе Христе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *