Годеново — Антушково — Переславль Залесский

 

26 января воскресенье 2020 год 1 день

Едем всей семьей! По святым местам России

 

Храм святителя Иоанна Златоуста в Годеново (Животворящий Крест, явленный в 1423 году)      

05.40 Сбор у часовне Николая Угодника Молебен о путешествующих, отправление                           

09:00  прибытие в село Годеново, поклонение Животворящему Кресту, присутствие на Божественной Литургии, после — акафист Животворящему Кресту.

11:45 легкая трапеза (чай с Лаврской выпечкой), отправление в Антушково, в монастырь Животворящего Креста.

12:15 прибытие Монастырь Животворящего Креста, Антушково. Место явления Креста.

13:00 обед в трапезной монастыря

13:30 отправление в Переславль-Залесский

14:20 прибытие в Переславский Никитский монастырь, экскурсия по монастырю, поклонение мощам Никиты Столпника, посещение Часовни «Столп» и источника преподобного Никиты. 

16:00 прибытие в Переславский Никольский монастырь, экскурсия по монастырю, поклонение святыням. Переславский Никольский монастырь (основан в 1350 г.) Корсунский Крест, мощи святого благоверного князя Андрея Смоленского, мощи прп. Корнилия Переславского.

16:45 Посещение Спасо-Преображенского собора Переславля Залесского (1157 г).

17:15 отправление в г. Владимир. Если не будет задержек по времени, и у всей группы будет желание, то по дороге мы можем заехать в Феодоровский монастырь, где находится чудотворная икона Божией Матери «Андрониковская» (Переславль-Залесский) 19:30 прибытие в г. Владимир

 

 

8-904-036-25-73     E-mail: kashtanv@yandex.ru:   Людмила Коротина                                  

Просьба ЗАБРОНИРОВАТЬ ПОЕЗДКУ 10 января  Экскурсия Переславский Никольский монастырь

Пожертвование по Программе1 200 руб. для Пенсионеров и детей 1 000 руб.                                                                                                                   

В стоимость входит; экскурсионный автобус, питание ТРАПЕЗА, экскурсия услуги Гида.                                                                                                       Информацию так же можно найти в церковной лавке г. Владимир, ул. Б. Московская, 68.                   

Никольский женский монастырь

Частицы мощей, находящиеся в обители

  • Икона святителя Николая с частицей мощей
  • Рака с 84 частицами мощей Киево-Печерских святых
  • Икона святого благоверного князя Александра Невского с частицей мощей
  • Икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей мощей
  • Икона святителя Лазаря Четверодневного, епископа Китийского с частицей мощей
  • Икона священномученика Климента, папы Римского с частицей мощей
  • Икона святого великого благоверного князя Александра Невского с частицей мощей
  • Икона святого мученика Виктора с частицей мощей
  • Икона святого праведного Иоанна Русского с частицей мощей

 

Святой благоверный князь Андрей Смоленский

Благоверный князь Андрей Смоленский – чудотворец Переславский. День его памяти 27 октября / 9 ноября. Известно, что он был современником преподобных Сергия Радонежского и Димитрия Прилуцкого. Главным подвигом князя Андрея были смирение, миролюбие и терпение. Подобно благочестивым предшественникам своим – святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу, земной власти и славе он предпочел благодать Царства Небесного и послушание заповедям и воле Божией. Избегая кровавой борьбы за княжескую власть, тайно, бедным странником пришел он в Переславль около 1360 года и поселился при церкви Святителя Николая у городских (Никольских) ворот. Более тридцати лет он безропотно и смиренно исполнял обязанности пономаря, скрывая от всех свое знатное происхождение. После смерти при нем обнаружили грамоту с его кратким жизнеописанием, перстень с княжеской печатью и железные вериги. Похоронили святого князя при Никольской церкви, впоследствии ее стали называть Князь-Андреевской, которая находилась неподалеку от Никольского монастыря.В тридцатые годы прошлого века Князь-Андреевскую церковь в числе двадцати других переславских храмов, для новой власти «не представлявших исторической ценности», взорвали. По свидетельству старожилов, руководитель взрывных работ был убит тогда осколком кирпича, после взрыва неожиданно упавшим на него с неба.Знаменательно, что труд прославления святого благоверного князя Андрея взял на себя в 1539 году, в конце своей долгой жизни, преподобный игумен Даниил, на что получил разрешение своего крестника, тогда еще юного царя Иоанна Грозного, и благословение митрополита Московского Иоасафа. Благоверный князь Андрей был причислен к лику святых, но мощи его были оставлены под спудом. После же разрушения Князь-Андреевской церкви и само место захоронения было утеряно.Сестры Никольской обители решили найти святые мощи князя-пономаря.В 1998 году по благословению Святейшего Патриарха были начаты работы по обретению мощей угодника Божия князя Андрея. Но потребовалось время, чтобы собралась компетентная группа специалистов, которую возглавил федеральный архитектор Сергей Васильевич Демидов. Они приступили к освидетельствованию места пребывания святых мощей. Прежде всего исследовали остатки фундамента церкви, выполнили тщательные архитектурные расчеты, на основании которых было точно определено местоположение захоронения. И при раскопках в соответствии с расчетами, на глубине двух с половиной метров, были обретены мощи с остатками древнего гроба-колоды, которые вполне соответствовали Житию князя и другим историческим описаниям. При этом были обнаружены следы современного раскопа, который не достиг святых мощей всего лишь на штык лопаты: не допустил Господь святотатства.Святые мощи благоверного князя Андрея Смоленского были положены в резную раку и установлены в теплом Благовещенском храме Никольского монастыря. После возведения Никольского собора святые мощи были перенесены в него. Над мощами была установлена резная сень. Наиболее вероятным временем кончины святого князя Андрея принято считать 1398– 1400 годы. Следовательно, обретение святых мощей совершилось в 600-летний юбилей благоверного князя. Рака с мощами святого благоверного князя Андрея Смоленского

Преподобный Корнилий, Переславский чудотворец

В 2000 году состоялось принесение в обитель святых мощей преподобного Корнилия, Переславского чудотворца († 1693).День памяти преподобного Корнилия Молчальника, схимонаха, отмечается 22 июля/4 августа. Родился он около 1635 года в купеческой семье. Мирское имя святого было Конон. Пятнадцатилетним отроком он оставил дом и поселился в Лукиановой пустыни, что в двадцати пяти верстах от Переславля-Залесского. Через пять лет, приняв на себя обет молчания, святой Конон пришел в Борисоглебский Песоцкий монастырь. Здесь он нес самые тяжелые послушания, объясняясь знаками. Братия долгое время считали его немым. По преданию, духовником его был настоятель Никольской обители игумен Варлаам. Через пять лет послушника Конона постригли в монахи с именем Корнилий. Он продолжал вести крайне суровый образ жизни, умерщвляя свою плоть. Тридцать лет нес преподобный подвиг молчания, имел дар прозорливости и исцелений. Особенно помогает преподобный Корнилий исцелению младенцев. Перед кончиной был пострижен в великую схиму и мирно отошел ко Господу 22 июля 1693 года.В 1701 году во время пристройки каменной церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери к прежней, Борисоглебской, гроб преподобного Корнилия нашли неповрежденным.
В 1705 году при освящении Смоленской церкви святителем Димитрием Ростовским мощи святого Корнилия были освидетельствованы и поставлены в новом храме за левым клиросом, под спудом. В тридцатые годы прошлого столетия храм был закрыт и использовался под хозяйственные нужды, а в 1986 году частично обрушился. Летом 1994 года могила преподобного Корнилия Молчальника была вскрыта неизвестными злоумышленниками, святые мощи разбросаны по храму и частично по дороге. Местные жители с благоговением собрали части мощей и передали их монахам вновь открывшегося в 1993 году Никитского монастыря. Но так как эта святыня испокон веков принадлежала Смоленско-Корнилиевской церкви, которая ныне приписана к Никольскому монастырю, по благословению архиепископа Михея 4 августа 2000 года мощи преподобного Корнилия были перенесены из Никитского мужского монастыря в Никольскую обитель. В настоящее время святые мощи преподобного Корнилия Молчальника, так же как и святые мощи благоверного князя Андрея Смоленского, пребывают в раке в новом Никольском соборе монастыря.

Священномученик Никита, епископ Нижнетагильский, Орехово-Зуевский

Священномученик Никита, епископ Нижнетагильский (в миру Фёдор Петрович Делекторский) родился в 1876 году в городе Покров Владимирской губернии. Он окончил Холмскую Духовную Семинарию в 1908 году, а затем Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Фёдор Петрович руководил хором Академии, написал юбилейный гимн к 1914 году. В течении года он исполнял должность помощника секретаря М. Д. А., а затем, в 1898 году, был рукоположен в иерея.

С 1917-1921 годы отец Феодор являлся настоятелем Пермского Петропавловского собора, а затем настоятелем Христо-рождест- венского собора города Александров Владимирской губернии.

В период с 1921 по 1924 годы отец Феодор принял монашеский постриг и 16 (29) апреля 1924 года был хиротонисан во епископа Бугульминского. В 1926 году его назначают епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии, затем переводят на новую кафедру: с 1927 года он епископ Нижнетагильский, викарий Свердловской епархии.

Владыка Никита четырежды подвергался арестам. Впервые он был арестован в 1924 году, затем в 1925, 1930 и 1937 годах. Обвинения были различные: в связях с «белочехами», в совершении богослужения без патента, в поминовении Патриарха Тихона.

В 1927 году епископ Никита, очевидно, за несогласие с позицией митрополита Сергия (Страгородского) после выхода его «Декларации», в возрасте 51 года был уволен на покой. 

С этого времени начались его скитания, бездомная жизнь, которая продолжалась до мученической кончины. В 1930 году он был арестован в Москве на квартире у гражданки Елизаветы, проживавшей на Самотёке и дававшей приют странникам и бездомным священнослужителям. Епископа Никиту приговорили к исправительно-трудовым работам сроком на три года. До 1933 года он отбывал заключение на строительстве Днепрогэса, где работал конюхом и сторожем. После освобождения и до последнего ареста Владыка тайно служил в храмах Орехово-Зуева, но с 1935 года епископ Никита находится в розыске. Существовал Святитель тем, что собирал и сдавал утильсырьё. В 1936-1937 годах, скрывая своё происхождение, он ночевал в милицейских казармах у одного приютившего его милиционера, который проникся к бездомному необъяснимым для него самого сочувствием. Милиционер пускал его ночевать в казармы в шорную комнату и иногда даже поил чаем. Сам же Владыка голодал постоянно.

18 октября 1937 года Владыка был выслежен и арестован в четвёртый раз. На окошко кладбищенской церкви, около которой его арестовали, он незаметно положил бумажник со своими настоящими документами. Дело в том, что последних два года Владыка жил под вымышленной фамилией Макаров. Документы на эту фамилию ему достались от одного заключённого, и когда местные жители нашли бумажник с документами Владыки, они принесли его в отделение милиции, что чрезвычайно усугубило положение Святителя, так как в тех документах указывалось, что он епископ.

Кроме документов, в бумажнике находились восемь облигаций, иголка, нитки, ножницы и зашитый в матерчатый лоскуток пятирублевый золотой. Это было всё имущество епископа Никиты. Владыку препроводили в Москву в Таганскую тюрьму. Свидетелями по его делу проходили священники: один из Орехово-Зуева, а другой из Загорска. Они характеризовали Святителя как «монархиста и революционера, клевещущего на советскую власть». В следственном обвинении говорилось, что «Делекторский Ф. П. являлся нелегальным, бродячим епископом, деятелем Истинно-

Православной Церкви», что он «проводил антисоветскую агитацию, занимался контрреволюционной деятельностью».

4 (17 н. ст.) ноября 1937 года Святитель тройкой при УНКВД по Московской области был приговорён к расстрелу и через два дня 6 (19 н. ст.) ноября расстрелян на полигоне НКВД в Бутово. Власти считали епископа Никиту настолько опасным, что ещё до его ареста арестовали и вскоре расстреляли регента Орехово-Зуевского собора Андреева только за то, что тот поддерживал связь с Владыкой.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 года для общецерковного почитания.

Во 2-ю неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста празд­ну­ет­ся Со­бор всех пре­по­доб­ных от­цов Ки­е­во-Пе­чер­ских, по­чи­ва­ю­щих в Ближ­них (пре­по­доб­но­го Ан­то­ния) и Даль­них (пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия) пе­ще­рах. Ка­нон, во­шед­ший в служ­бу это­го празд­ни­ка, со­став­лен иеро­мо­на­хом Ме­ле­ти­ем Си­ри­гом во вто­рой по­ло­вине XVII ве­ка.

Со­бор пре­по­доб­ных от­цов Ки­е­во-Пе­чер­ских, по­чи­ва­ю­щих в Ближ­них пе­ще­рах, празд­ну­ет­ся от­дель­но 28 сен­тяб­ря/11 ок­тяб­ря. Ра­нее эта об­щая па­мять со­вер­ша­лась в первую суб­бо­ту по от­да­нии празд­ни­ка Воз­дви­же­ния Чест­но­го Кре­ста, т. е. по­сле 21 сен­тяб­ря/4 ок­тяб­ря. Уста­нов­ле­ние празд­но­ва­ния об­щей па­мя­ти пре­по­доб­ных, по­чи­ва­ю­щих в Ан­то­ни­е­вой пе­ще­ре, в суб­бо­ту по от­да­нии празд­ни­ка Воз­дви­же­ния Чест­но­го Кре­ста от­но­сит­ся к 1670 го­ду. При воз­об­нов­ле­нии пе­щер, по­вре­жден­ных зем­ле­тря­се­ни­ем, бы­ло от­кры­то несколь­ко мо­щей древ­них по­движ­ни­ков и устро­ен храм в честь Воз­дви­же­ния Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста.

В 1760 го­ду над пе­ще­ра­ми бы­ла по­стро­е­на ка­мен­ная цер­ковь в честь Воз­дви­же­ния Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста. В 1886 го­ду при Ки­ев­ском мит­ро­по­ли­те Пла­тоне празд­но­ва­ние па­мя­ти Со­бо­ра пре­по­доб­ных Ближ­них пе­щер бы­ло пе­ре­не­се­но на 28 сен­тяб­ря/11 ок­тяб­ря в со­от­вет­ствии с со­вер­ша­е­мым 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря празд­но­ва­ни­ем па­мя­ти Со­бо­ра пре­по­доб­ных Даль­них пе­щер. Пред­по­ла­га­ют, что ка­нон пре­по­доб­ным от­цам, по­чи­ва­ю­щим в Ближ­них пе­ще­рах, со­став­лен свя­ти­те­лем Ди­мит­ри­ем, мит­ро­по­ли­том Ро­стов­ским. Из­вест­но, что ему при­над­ле­жит 2-й ка­нон служ­бы пре­по­доб­ным Ан­то­нию и Фе­о­до­сию на 2/15 сен­тяб­ря.

В Со­бор пре­по­доб­ных от­цов Ближ­них пе­щер вхо­дят: прп. Ан­то­ний Пер­во­на­чаль­ник († 1073; па­мять 10/23 июля и 2/15 сен­тяб­ря), прп. Про­хор Чу­до­тво­рец, на­зы­ва­е­мый Ле­бед­ни­ком († 1107; па­мять 10/23 фев­ра­ля), прп. Иоанн Пост­ник (XII в.; па­мять 7/20 де­каб­ря), прп. Иули­а­ния де­ва, княж­на Оль­шан­ская († ок. 1550; па­мять 6/19 июля), прмчч. Фе­о­дор и Ва­си­лий († 1098; па­мять 11/24 ав­гу­ста), прп. По­ли­карп, ар­хи­манд­рит Пе­чер­ский († 1182; па­мять 24 июля/6 ав­гу­ста), прп. Вар­ла­ам, игу­мен Пе­чер­ский († 1065; па­мять 19 но­яб­ря/2 де­каб­ря), прп. Да­ми­ан пре­сви­тер, це­леб­ник († 1071; па­мять 5/18 ок­тяб­ря), прп. Ни­ко­дим просфор­ник (XII в.; па­мять 31 ок­тяб­ря), прп. Лав­рен­тий за­твор­ник, епи­скоп Ту­ров­ский († 1194; па­мять 29 ян­ва­ря/11 фев­ра­ля), прп. Афа­на­сий за­твор­ник († ок. 1176; па­мять 2/15 де­каб­ря), прп. Еразм чер­но­ри­зец (XII в.; па­мять 24 фев­ра­ля/8 мар­та), прп. Лу­ка, эко­ном Пе­чер­ский (XIII в.; па­мять 6/19 но­яб­ря), прп. Ага­пит, врач без­мезд­ный († ок. 1095; па­мять 1/14 июня), прпп. Фе­о­фил Сле­зо­то­чи­вый и Иоанн Бо­го­угод­ный, во еди­ной ра­ке по­чи­ва­ю­щие (XII в.; па­мять 29 де­каб­ря/11 ян­ва­ря), прп. Нек­та­рий По­слуш­ли­вый (XII в.; па­мять 29 но­яб­ря/12 де­каб­ря), прп. Гри­го­рий ико­но­пи­сец (XII в.; па­мять 8/21 ав­гу­ста), свя­щен­но­му­че­ник Кук­ша, про­све­ти­тель вя­ти­чей (XII в.; па­мять 27 ав­гу­ста/9 сен­тяб­ря), прп. Алек­сий За­твор­ник (XIII в.; па­мять 24 ап­ре­ля/7 мая), прп. Сав­ва Бо­го­угод­ник (XIII в.; па­мять 24 ап­ре­ля/7 мая), прп. Сер­гий По­слуш­ли­вый (XIII в.; па­мять 7/20 ок­тяб­ря), прп. Мер­ку­рий, епи­скоп Смо­лен­ский († 1239; па­мять 7/20 ав­гу­ста), прп. Пи­мен Мно­го­бо­лез­нен­ный († 1110; па­мять 7/20 ав­гу­ста), прп. Нестор Ле­то­пи­сец († 1114; па­мять 27 ок­тяб­ря/9 но­яб­ря), прмч. Ев­стра­тий († 1097; па­мять 28 мар­та/10 ап­ре­ля), прп. Ел­ла­дий За­твор­ник (XII–ХIII вв.; па­мять 4/17 ок­тяб­ря), прп. Иере­мия Про­зор­ли­вый († ок. 1070; па­мять 5/18 ок­тяб­ря), прмч. Мо­и­сей Уг­рин († ок. 1043, па­мять 26 июля/8 ав­гу­ста), прп. Иоанн Мно­го­стра­даль­ный († 1160; па­мять 18/31 июля), прп. Марк Гро­бо­ко­па­тель (XII в.; па­мять 29 де­каб­ря/11 ян­ва­ря), прп. Ни­ко­ла Свя­то­ша, князь Чер­ни­гов­ский († 1143; па­мять 14/27 ок­тяб­ря), прмч. Гри­го­рий чу­до­тво­рец († 1093; па­мять 8/21 ян­ва­ря), прп. Они­сим за­твор­ник (ХII–ХIII вв.; па­мять 4/17 ок­тяб­ря и 21 июля/3 ав­гу­ста), прп. Мат­фей Про­зор­ли­вый († ок. 1085; па­мять 5/18 ок­тяб­ря), прп. Ис­а­ия чу­до­тво­рец († 1115; па­мять 15/28 мая), прп. Ав­ра­мий Тру­до­лю­би­вый (ХII–ХIII; па­мять 21 ав­гу­ста/3 сен­тяб­ря), прп. Ни­фонт, епи­скоп Нов­го­род­ский († 1156; па­мять 8/21 ап­ре­ля), прп. Силь­вестр чу­до­тво­рец (XII в.; па­мять 2/15 ян­ва­ря), прп. Пи­мен пост­ник (XII в.; па­мять 27 ав­гу­ста/9 сен­тяб­ря), прп. Онуф­рий Мол­ча­ли­вый (XII в.; па­мять 21 июля/3 ав­гу­ста), прп. Ана­то­лий за­твор­ник (XII в.; па­мять 3/16 июля), прп. Али­пий ико­но­пи­сец († 1114; па­мять 17/30 ав­гу­ста), прп. Си­сой за­твор­ник (ХII–ХIII вв.; па­мять 24 ок­тяб­ря/6 но­яб­ря), прп. Фе­о­фил за­твор­ник (ХII–ХIII вв.; па­мять 24 ок­тяб­ря/6 но­яб­ря), прп. Аре­фа за­твор­ник († ок. 1195; па­мять 24 ок­тяб­ря/6 но­яб­ря), прп. Спи­ри­дон просфор­ник (XII в.; па­мять 31 ок­тяб­ря/13 но­яб­ря), прп. Они­си­фор ис­по­вед­ник († 1148; па­мять 9/22 но­яб­ря), прп. Си­мон, епи­скоп Суз­даль­ский († 1226; па­мять 10/23 мая), прп. Ни­кон, игу­мен Пе­чер­ский († 1088; па­мять 23 мар­та/5 ап­ре­ля), прп. Фе­о­фан пост­ник (ХII в., па­мять 11/24 ок­тяб­ря), прп. Ма­ка­рий (XII в.; па­мять 19 ян­ва­ря/1 мар­та), прмч. Ана­ста­сий диа­кон (XII в.; па­мять 22 ян­ва­ря/4 мар­та), 12 ма­сте­ров гре­че­ских, зод­чих Ки­е­во-Пе­чер­ской ве­ли­кой церк­ви в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (XI в.; па­мять 14/27 фев­ра­ля), прп. Ав­ра­амий за­твор­ник (ХII–ХIII; па­мять 29 ок­тяб­ря/11 но­яб­ря), прп. Иса­а­кий за­твор­ник († ок. 1090; па­мять 14/27 фев­ра­ля), му­че­ник Иоанн мла­де­нец (об­щая па­мять с 14 тыс. мла­ден­цев, от Иро­да в Виф­ле­е­ме из­би­ен­ных, 29 де­каб­ря/11 ян­ва­ря), прп. Илия Му­ро­мец († ок. 1188; па­мять 19 де­каб­ря/1 ян­ва­ря), прп. Ни­кон Су­хой (XII в.; па­мять 11/24 де­каб­ря), прп. Еф­рем, епи­скоп Пе­ре­я­с­лав­ский († ок. 1098; па­мять 28 ян­ва­ря/10 фев­ра­ля), прп. Тит иеро­мо­нах († 1190; па­мять 27 фев­ра­ля/11 мар­та).

Кро­ме пе­ре­чис­лен­ных свя­тых, сре­ди Пе­чер­ских пре­по­доб­ных из­вест­но 30 угод­ни­ков Бо­жи­их, от ко­то­рых со­хра­ни­лись ми­ро­то­чи­вые гла­вы. В служ­бе пре­по­доб­ным от­цам Ближ­них пе­щер на 28 сен­тяб­ря/11 ок­тяб­ря упо­ми­на­ют­ся так­же пре­по­доб­ный Еф­рем свя­щен­ник (песнь 9-я, тро­парь 4-й), о ко­то­ром иеро­мо­нах Афа­на­сий Каль­по­фий­ский в 1638 го­ду пи­сал, что его нетлен­ное те­ло, об­ла­чен­ное в свя­щен­ни­че­ские одеж­ды, ле­жит на­про­тив свя­тых мо­щей прп. Илии Му­ром­ца; прп. Ев­ста­фий, быв­ший в ми­ру зла­та­рем (песнь 7-я, тро­парь 3-й).

 

В «Опи­са­нии иеро­мо­на­ха Афа­на­сия Каль­по­фий­ско­го» 1638 го­да ука­зы­ва­лись еще свя­тые, чьи мо­щи по­чи­ва­ли от­кры­то: прп. Иеро­ним, за­твор­ник и чу­до­тво­рец, прп. Ме­ла­дий, свя­той ста­рец и чу­до­тво­рец, прп. Пер­гий, свя­той ста­рец, прп. Па­вел, инок чу­дес­но-по­слуш­ли­вый. В древ­них ру­ко­пис­ных свят­цах со­хра­ни­лись име­на иере­ев: прп. Ме­ле­тия, прп. Се­ра­пи­о­на, прп. Фила­ре­та, прп. Пет­ра. В од­ном из от­ветв­ле­ний Ближ­них пе­щер 24 мая 1853 го­да на сво­дах бы­ли най­де­ны над­пи­си XI ве­ка: «Гос­по­ди, по­мо­зи ра­бу Сво­е­му Фе­о­до­сию и Фе­о­фи­ло­ви, аминь, мно­га ле­та»; «Ива­нов гроб пе­щер­ни­ка – Иван греш­ный се де жил и есть»; на ду­бо­вой до­щеч­ке: «Иван пе­щер­ник». Так от­кры­лись но­вые име­на Пе­чер­ских от­цов: Фе­о­фил, Фе­о­до­сий и Иоанн.

Со­бор пре­по­доб­ных от­цов Ки­е­во-Пе­чер­ских, по­чи­ва­ю­щих в Даль­них пе­ще­рах, празд­ну­ет угод­ни­ков Бо­жи­их, под­ви­зав­ших­ся в ос­нов­ном в XIII–ХV ве­ках. По­ми­мо об­щей па­мя­ти 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря, каж­дый пре­по­доб­ный име­ет свою па­мять: прп. Фе­о­до­сий ве­ли­ко­име­ни­тый († 1074; па­мять 3/16 мая, 14/27 ав­гу­ста и 2/15 сен­тяб­ря), прп. Мо­и­сей чу­до­тво­рец (ХIII–ХIV вв.; па­мять 28 июля/10 ав­гу­ста), прп. Лав­рен­тий за­твор­ник (ХIII–XIV вв.; па­мять 20 ян­ва­ря/2 фев­ра­ля), прп. Ила­ри­он схим­ник († 1066; па­мять 21 ок­тяб­ря/3 но­яб­ря), прп. Па­ф­ну­тий за­твор­ник (XIII в.; па­мять 15/28 фев­ра­ля), прп. Мар­ти­рий диа­кон (XIII–XIV вв.; па­мять 25 ок­тяб­ря/7 но­яб­ря), прп. Фе­о­дор, князь Острож­ский († ок. 1438; па­мять 11/24 ав­гу­ста), прп. Афа­на­сий за­твор­ник (XIII в.; па­мять 2/15 де­каб­ря), прп. Ди­о­ни­сий иеро­мо­нах, за­твор­ник (XV в.; па­мять 3/16 ок­тяб­ря), прп. Фе­о­фил, ар­хи­епи­скоп Нов­го­род­ский († ок. 1482; па­мять 26 ок­тяб­ря/8 но­яб­ря), прп. Зи­нон пост­ник (XIV в.; па­мять 30 ян­ва­ря/12 фев­ра­ля), прп. Гри­го­рий чу­до­тво­рец (XIV в.; па­мять 8/21 ян­ва­ря), прп. Ипа­тий це­леб­ник (XIV в.; па­мять 31 мар­та/13 ап­ре­ля), сщ­мч. Лу­ки­ан († 1243; па­мять 15/28 ок­тяб­ря), прп. Иосиф Мно­го­бо­лез­нен­ный (XIV в.; па­мять 4/17 ап­ре­ля), прп. Па­вел По­слуш­ли­вый (XIII в.; па­мять 10/23 сен­тяб­ря), прп. Си­сой схим­ник (XIII в.; па­мять 6/19 июля), прп. Нестор Некниж­ный (XIV в.; па­мять 27 ок­тяб­ря/9 но­яб­ря), прп. Пам­ва за­твор­ник († 1241; па­мять 18/31 июля), прп. Фе­о­дор Мол­ча­ли­вый (XIII в.; па­мять 17 фев­ра­ля/1 мар­та), прп. Со­фро­ний за­твор­ник (XIII в.; па­мять 11/24 мар­та), прп. Пан­кра­тий за­твор­ник (XIII в.; па­мять 9/22 фев­ра­ля), прп. Ана­то­лий за­твор­ник (XIII в.; па­мять 3/16 июля), прп. Ам­мон за­твор­ник (XIII в.; па­мять 4/17 ок­тяб­ря), прп. Мар­да­рий за­твор­ник (XIII в.; па­мять 13/27 де­каб­ря), прп. Пи­ор за­твор­ник (XIII в.; па­мять 4/17 ок­тяб­ря), прп. Мар­ти­рий за­твор­ник (XIII в.; па­мять 25 ок­тяб­ря/7 но­яб­ря), прп. Руф за­твор­ник (XIV в.; па­мять 8/21 ап­ре­ля), прп. Ве­ни­а­мин за­твор­ник (XIV в.; па­мять 13/26 ок­тяб­ря), прп. Кас­си­ан за­твор­ник (ХIII–ХIV; па­мять 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря), прп. Ар­се­ний Тру­до­лю­би­вый (XIV в.; па­мять 8/21 мая), прп. Ев­фи­мий схим­ник (XIV в.; па­мять 20 ян­ва­ря/2 фев­ра­ля), прп. Тит во­ин (XIV в.; па­мять 27 фев­ра­ля/11 мар­та), прп. Ахи­ла диа­кон (ХIV в.; па­мять 4/17 ян­ва­ря), прп. Па­и­сий бо­го­угод­ник (XIV в.; па­мять 19 июля/1 ав­гу­ста), прп. Мер­ку­рий пост­ник (XIV в.; па­мять 24 но­яб­ря/7 де­каб­ря), прп. Ма­ка­рий диа­кон (ХIII–ХIV вв.; па­мять 19 ян­ва­ря/1 фев­ра­ля), прп. Пи­мен пост­ник (XII в.; па­мять 8/21 мая), прп. Леон­тий ка­но­нарх (XIV в.; па­мять 18 июня/1 июля), прп. Ге­рон­тий ка­но­нарх (XIV в.; па­мять 1/14 ап­ре­ля), прп. За­ха­рий пост­ник (ХIII–ХIV вв.; па­мять 24 мар­та/6 ап­ре­ля), прп. Си­лу­ан схим­ник (XIII–XIV вв.; па­мять 10/23 июня), прп. Ага­фон чу­до­тво­рец (ХIII–ХIV вв.; па­мять 20 фев­ра­ля/4 мар­та), прп. Иг­на­тий ар­хи­манд­рит († 1435; па­мять 20 де­каб­ря/2 ян­ва­ря), прп. Лон­гин вра­тарь (ХIII–ХIV вв.; па­мять 16/29 ок­тяб­ря).

В ка­ноне иеро­мо­на­ха Ме­ле­тия Си­ри­га служ­бы во 2-ю неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста упо­ми­на­ют­ся и мно­гие дру­гие свя­тые. Это пер­во­свя­ти­те­ли Рус­ской зем­ли: Ми­ха­ил, пер­вый мит­ро­по­лит Ки­ев­ский († 992; па­мять 30 сен­тяб­ря/13 ок­тяб­ря); Ила­ри­он, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский, пер­вый из рус­ских удо­сто­ен­ный пер­во­свя­ти­тель­ско­го са­на († ок. 1053; па­мять 21 ок­тяб­ря/3 но­яб­ря); Петр, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский (Ки­ев­ский) и всея Рос­сии († 1326; па­мять 21 де­каб­ря/3 ян­ва­ря); Алек­сий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский (Ки­ев­ский) († 1378; па­мять 12/25 фев­ра­ля); Иона, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский († 1461; па­мять 31 мар­та/13 ап­ре­ля), Филипп, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский († 1569; па­мять 9/22 ян­ва­ря); Фо­тий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский († 1431; па­мять 2/15 июля); Ки­при­ан, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский († 1406; па­мять 16/29 сен­тяб­ря); Еф­рем, по всей ве­ро­ят­но­сти, Пе­ре­я­с­лав­ский епи­скоп († 1098; па­мять 28 ян­ва­ря/10 фев­ра­ля); Ни­ко­лай (в Древ­ней Рос­сии с име­нем Ни­ко­лай из­вест­но бы­ло три свя­ти­те­ля: пер­вый – Ни­ко­лай Грек, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский (1098–1101); вто­рой – Ни­ко­лай, епи­скоп Пе­ре­я­с­лав­ский, быв­ший в XI ве­ке (см. П. Стро­ев. «Спис­ки иерар­хов и на­сто­я­те­лей мо­на­сты­рей Рос­сий­ской Церк­ви». СПб. 1877) и тре­тий Ни­ко­лай – епи­скоп Тму­та­ра­кан­ский. Ду­ма­ют, что упо­ми­на­е­мый в ка­ноне пре­по­доб­ным Пе­чер­ским есть Ни­ко­лай, епи­скоп Тму­та­ра­кан­ский); Ни­ки­та, епи­скоп Нов­го­род­ский († 1108; па­мять 31 ян­ва­ря/13 фев­ра­ля); Ис­а­ия, епи­скоп Ро­стов­ский († 1090; па­мять 15/28 мая); Ми­на, неиз­вест­но ка­кой епар­хии епи­скоп; Лу­ка, или Нов­го­род­ский († 1060; па­мять 15/28 ок­тяб­ря), или Бел­го­род­ский епи­скоп († 1088); Фео­к­тист, епи­скоп Чер­ни­гов­ский; он был из­бран на свя­ти­тель­скую ка­фед­ру из Ки­е­во-Пе­чер­ских игу­ме­нов († 1123; па­мять 6/19 ав­гу­ста). В ка­ноне иеро­мо­на­ха Ме­ле­тия Си­ри­га эти свя­ти­те­ли вос­пе­ва­ют­ся в 1-м тро­па­ре 9-й пес­ни.

Во 2-м тро­па­ре 9-й пес­ни ка­но­на иеро­мо­на­ха Ме­ле­тия Си­ри­га упо­ми­на­ют­ся свя­ти­те­ли: Леон­тий, епи­скоп Ро­стов­ский (об­ре­те­ние мо­щей в 1164 г.; па­мять 23 мая/5 июня); Сте­фан, епи­скоп Во­лын­ский († 1094; па­мять 27 ап­ре­ля/10 мая); Гер­ман, епи­скоп Нов­го­род­ский (1078–1096, па­мять 10/23 фев­ра­ля); Ни­фонт, епи­скоп Нов­го­род­ский († 1156; па­мять 8/21 ап­ре­ля); Ма­рин, ве­ро­ят­но, епи­скоп Юрьев­ский (1091–1095); Ев­фи­мий и Лав­рен­тий – неиз­вест­но ка­кие епи­ско­пы; Си­мон, или Си­ме­он (в све­тильне служ­бы на 28 сен­тяб­ря/11 ок­тяб­ря меж­ду иерар­ха­ми упо­ми­на­ют­ся Си­ме­он, а не Си­мон), не Суз­даль­ский епи­скоп, а епи­скоп Пе­ре­я­с­лав­ский, окон­чив­ший свою жизнь му­че­ни­че­ской смер­тью, как вид­но из ка­но­на иеро­мо­на­ха Ме­ле­тия Си­ри­га (песнь 9-я, тро­парь 3-й).

На ста­рин­ной иконе Пе­чер­ских свя­тых изо­бра­жен в свя­ти­тель­ском оде­я­нии «свя­тый Си­ме­он, епи­скоп Пе­ре­я­с­лав­ский». По ле­то­пи­сям, свя­ти­тель Си­мон окон­чил свои дни стра­даль­че­ски при на­па­де­нии та­тар на Пе­ре­я­с­лавль в 1339 го­ду; Ди­о­ни­сий, ар­хи­епи­скоп Суз­даль­ский († 1385; па­мять 26 июня/9 июля).

Свя­щен­но­му­че­ник Ма­ка­рий, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский († 1497; па­мять 1/14 мая) (ка­нон иеро­мо­на­ха Ме­ле­тия Си­ри­га, песнь 9-я, тро­парь 4-й). Мо­щи его по­чи­ва­ют в со­бо­ре в честь свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра.

Свя­тые му­че­ни­ки Ан­то­ний, Иоанн, Ев­ста­фий, Ви­лен­ские му­че­ни­ки († 1347; па­мять 14/27 ап­ре­ля) (ка­нон иеро­мо­на­ха Ме­ле­тия Си­ри­га, песнь 7-я, слав­ник).

Свя­тая рав­ноап­о­столь­ная Оль­га (в Свя­том Кре­ще­нии Еле­на) († 969; па­мять 11/24 июля); свя­той рав­ноап­о­столь­ный Вла­ди­мир (в свя­том кре­ще­нии Ва­си­лий) († 1015; па­мять 15/28 июля) и ча­да его свя­тые бла­го­вер­ные Бо­рис (в свя­том кре­ще­нии Ро­ман), князь Ро­стов­ский († 1015; па­мять 24 июля/6 ав­гу­ста), и Глеб (в Свя­том Кре­ще­нии Да­вид), князь Му­ром­ский († 1015; па­мять 5/18 сен­тяб­ря). (Ка­нон иеро­мо­на­ха Ме­ле­тия Си­ри­га, песнь 1-я, слав­ник). В ка­ноне на 28 сен­тяб­ря/11 ок­тяб­ря они так­же упо­ми­на­ют­ся (песнь 9-я, тро­парь 6-й). В слу­жеб­ни­ках и дру­гих цер­ков­ных кни­гах, пе­ча­тан­ных в Ки­е­во-Пе­чер­ской лавр­ской ти­по­гра­фии, вме­сте со свя­ты­ми Бо­ри­сом и Гле­бом вос­по­ми­на­ет­ся свя­той бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Игорь Ки­ев­ский и Чер­ни­гов­ский († 19 сен­тяб­ря 1147 го­да; пе­ре­не­се­ние мо­щей 5 июня 1150 г.), но в обо­их ка­но­нах Пе­чер­ским свя­тым имя его не на­хо­дит­ся.

Свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца Вар­ва­ра († ок. 306; па­мять 4/17 де­каб­ря), чест­ные мо­щи ко­то­рой по­чи­ва­ют в Ки­ев­ском со­бо­ре в честь свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, про­слав­ля­ет­ся в служ­бе на 28 сен­тяб­ря/11 ок­тяб­ря вме­сте с прп. Ев­фро­си­ни­ей По­лоц­кой († 1173; па­мять 23 мая/5 июня) и пра­вед­ной де­вой Иули­а­ни­ей Оль­шан­ской (об­ре­те­ние мо­щей в XVI в., па­мять 6/19 июля.

 

 

 

Антушково

История перенесения Животворящего Креста Господня из Храма Животворящего Креста Господня с. Погост Крест (Никольский погост) в храм свт. Иоанна Златоуста с. Годеново.

Из архивных документов известно, что в 30-х годах в храме Животворящего Креста Господня служил отец Александр Соколов ( ГАИО. ФР.1661. Оп.1. Д.19). Сохранилась анкета, заполненная его рукой в 1932 г. для органов Советской власти, а также список клира и членов церковного совета от 1934 года. Прил. 1,2.
В 1937 году священник и регент храма были арестованы. Несмотря на неоднократные обращения верующих прихода, храм был официально закрыт в 1940 г. ( ГАИО. Ф.Р.-2959.Оп. 3.Д.718). Прил.3,4.
В Ивановском областном государственном архиве сохранились списки верующих прихода 30-х годов. Вопреки гонениям на простых прихожан, священнослужителей, люди открыто объявляли себя православными : в Заречье – 183 чел., Задах — 194 чел., Скочково – 89 чел., Борисовке – 75 чел., Обухово -70 чел., Александровке -55 чел. Рязанке -66 чел., Лаврово- 75 чел., Инархово -87 чел., Лапнево- 150 чел., Антушково -140 чел. (ГАИО. Р.1661. Оп.1. Д.19).
Из документов следует, что Животворящий Крест Господень был перенесен из храма Животворящего Креста Господня в храм свт. Иоанна Златоуста с. Годеново не ранее 1940 г.- начала 1941 года.
С февраля 1939 года в храме Иоанна Златоуста с. Годеново начал служить отец Николай Введенский. Старостой этого храма была монахиня Синклитикия ( Смирнова), ранее исполнявшая клиросное послушание в женском Феодоровском монастыре г. Переславля-Залесского . После закрытия монастыря она, будучи уроженкой с. Баскач, возвращается в родные места, и вся жизнь ее с этого момента была связана с самоотверженным служением Богу у Животворящего Креста Господня. Это она в опасные моменты, когда должны были нагрянуть представители безбожной власти для того, чтобы закрыть храм, убегала с ключами на болота и пряталась там по нескольку дней, а ее племянница Кузнецова Мария, жительница с.Погост Крест , носила ей тайком еду (из воспоминаний Бабариной (Кузнецовой) Алевтины Ивановны, внучатой племянницы м. Синклитикии). В марте 1941 года арестовывают отца Николая (Введенского). В архиве г. Ярославля имеется протокол допроса монахини Синклитикии.
Протокол допроса свидетеля Смирновой Секлетеи Михайловны
с. Петровское 14 марта 1941 г.
1883г.р. уроженка д. Баскач Петровского района, Ярославской обл., бывшая монашка, в настоящее время староста в церкви в с. Годеново.

Вопрос: Что за крест приобрел отец Николай Введенский для своего прихода?
Ответ: Я могу сказать только одно, что животворящий крест принесли верующие из Ильинско-Хованского района Ивановской области. Принесли они к нам этот крест по согласованию с отцом Николаем и церковным советом, но не на совсем, а только покуда они построят себе часовню. Крест этот животворящий, ему более 500 лет. На этом месте, где нашли этот крест, стояла когда-то церковь, сгорела, вот на этом месте сложили новую церковь. Когда принесли этот крест , то отец Николай посоветовал убрать этот крест в укромное местечко, чтобы не было большого стечения народа. Несмотря на то, что крест стоит в отдаленном месте, но на него приходят смотреть многие верующие, приходят из других районов и областей. Как например из Ивановской области. Из Ростовского района Ярославской области, а также из других приходов. Приходил со своими верующими о. Алексей Прозоров, отец Сергий Веревкин.
Следователь спец. Части УНКГБ ЯО. Д.
(ГАЯО.ФР-3698.Оп.2.Д .С.-4535)

Как видно из показаний матушки Синклитикии, Животворящий Крест Господень был перенесен верующими с. Погост Крест на время,пока не будет построена часовня , потому что храм был закрыт и частично разрушен из-за того, что в 1940 году снимались колокола. Отбывший уже однажды срок с 1930 г. по 1933 г. в ссылке в Северном крае, отец Николай Введенский был вновь обвинен в антисоветской деятельности и осужден на 8 лет. Из показаний , данных о. Николаем на судебном заседании 9 мая 1941 г. ,известно, что Животворящий Крест Господень был взят им на временное хранение.
Протокол судебного заседания по делу №194 с. 9 мая 1941 г.
Судебная Коллегия по уголовным делам Ярославского облсуда в составе председательствующего члена облсуда N, народных заседателей N. И с участием прокурора Борисоглебского района т. С. при секретаре С. разбирал в открытом судебном заседании дело по обвинению Прозорова Алексея Алексеевича, Летюк Григория Лаврентьевича и Введенского Николая Васильевича по ст. 58-10ч. УК . 58-11 УК.
Введенский:
В отношении животворящего креста могу сообщить следующее: в один день приходит ко мне гражданка, говорит у нас ломают церковь и там валяется крест, который я хочу купить. Я ей не советовал и больше ничего и никем разговоров не было. На другой день вижу человек пять несут на носилках вроде человека, и я подумал, что несут человека, но потом ко мне подходит опять эта женщина и говорит, что я купила крест, я сначала не брал, но потом составил акт на его с обязательством взять его временно и в последствии передать в Музей. Но я сам ничего не знал о кресте .
(ГАЯО. Ф.Р- 3698.Оп.2 .Д.С-4535; Ф.Р-3698.Оп.2Д.С-111511).
Документы , содержащие материалы допроса монахини Синклитикии и отца Николая Введенского приводятся с сохранением орфографии и пунктуации оригинала.
Известно, что в 1925 году Ростовский музей взял себе на учет здание храма Животворящего Креста Господня и всех предметов в храме, и без разрешения музея все предметы не подлежали перемещению, вывозу и переделке, о чем свидетельствует документ (ГМЗ «Ростовский кремль». АД.730).Прил.5. Отец Николай не мог не знать этого. Как видно из документов, о. Николай ссылается на женщину, не оглашая ее фамилии, и версия о покупке была единственно возможной на тот момент, потому что к обвинению в антисоветской деятельности священнику прибавили бы еще обвинение в сокрытии украденного музейного имущества.
В 1941 году , вскоре после переноса Животворящего Креста Господня, началась Великая Отечественная война, вопрос о строительстве часовни в с. Погост Крест и переносе Креста на место Его явления поднимать было и невозможно из-за военного времени, и некому. Во время войны на территории храма расположился детский дом для детей из блокадного Ленинграда, а впоследствии – для детей из Ивановской области.
И только в настоящее время, когда усилиями братии мужского монастыря Животворящего Креста Господня из руин вновь поднялся храм, стало возможно восстановление исторической справедливости и возвращение Животворящего Креста Господня на место Его явления- с. Погост Крест.