Память трех святителей

         Христиане свято чтут память трех святителей, каждому из них по несколько раз в году совершается память. Есть и день, когда почитаются все три святителя, как равные по величию и значимости для христианства. Однако такое почитание существовало не всегда.

        При им­пе­ра­то­ре Алек­сие Ком­нине, ко­то­рый пра­вил с 1081 по 1118 г., в Кон­стан­ти­но­по­ле раз­го­рел­ся спор, раз­де­лив­ший на три ла­ге­ря му­жей, про­све­щен­ных в во­про­сах ве­ры и усерд­ных в стя­жа­нии доб­ро­де­те­лей. Речь шла о трех свя­ти­те­лях и вы­да­ю­щих­ся от­цах Церк­ви: Ва­си­лии Ве­ли­ком, Гри­го­рии Бо­го­сло­ве и Иоанне Зла­то­усте. Сторонники святителя Василия превозносили его за то, что он су­мел объ­яс­нить тай­ны при­ро­ды как ни­кто дру­гой и своей добродетельной жизнью вознесся на Ан­гель­скую вы­со­ту. Избегая всего низ­мен­но­го или зем­но­го, он был ор­га­ни­за­то­ром мо­на­ше­ства, борцом за чи­сто­ту нра­вов. Почитатели ставили его вы­ше святого Иоан­на Зла­то­уста, ко­то­рый по ха­рак­те­ру был скло­нен про­щать греш­ни­ков.

         Дру­гая пар­тия, на­про­тив, за­щи­ща­ла Зла­то­уста, воз­ра­жая про­тив­ни­кам, что про­слав­лен­ный епи­скоп Кон­стан­ти­но­по­ля ни­чуть не в мень­шей сте­пе­ни, чем святитель Ва­си­лий, был устрем­лен бо­роть­ся с по­ро­ка­ми. Непре­взой­ден­ный в крас­но­ре­чии, зла­то­устый пас­тырь оро­сил Цер­ковь на­сто­я­щей пол­но­вод­ной ре­кой про­по­ве­дей. В них он тол­ко­вал Сло­во Бо­жие, показывая применение богословия в по­все­днев­ной жиз­ни.

         Тре­тья груп­па ра­то­ва­ла за то, чтобы при­знать глав­ным святителя Гри­го­рия Бо­го­сло­ва за ве­ли­чие, чи­сто­ту и глу­би­ну его язы­ка. Они го­во­ри­ли, что святитель Гри­го­рий, луч­ше всех осво­ив­ший муд­рость и крас­но­ре­чие гре­че­ско­го ми­ра, до­стиг вы­со­чай­шей сте­пе­ни в со­зер­ца­нии Бо­га, по­это­му ни­кто из лю­дей не смог столь ве­ли­ко­леп­но из­ло­жить уче­ние о Свя­той Тро­и­це.

Каж­дая пар­тия за­щи­ща­ла од­но­го от­ца пе­ред дву­мя дру­ги­ми, и это про­ти­во­сто­я­ние за­хва­ти­ло вско­ре всех жи­те­лей сто­ли­цы. Забыв о по­чти­тель­ном от­но­ше­нии к свя­ти­те­лям, лю­ди пус­ка­лись в бес­ко­неч­ные спо­ры и пе­ре­бран­ки, оскорбляя тем самым всех троих архиереев.

         В 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились вместе три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти, объявив, что они равны пред Богом, а уже с первой половины XII века в греческих богослужебных книгах появляется служба трём святителям. В древнерусской литературе была распространена «Беседа трёх святителей», состоящая из вопросов и ответов, написанных от имени Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Этот памятник письменности митрополит Киевский и всея Руси Киприан включил в список «ложных книг». Братия Богородице-Рождественского монастыря особо чтит этот праздник, так как теплый храм подворья монастыря Покрова на Нерли посвящен трем святителям.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *