Перенесение мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бар

Перенесение мощей Святителя и Чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари. Честное тело Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца (+ 345; память 6 декабря), по преставлении его было положено в Мирах (ныне небольшое селение в Турции), где он завершил свое земное поприще. Вскоре его мощи были прославлены от Господа благодатным истечением целебного мира. Почти семь с половиной веков мощи Святителя Николая хранились под спудом в Сионском храме.

В царствование императора Алексея I Комнина (1081—1118) и при Патриархе Николае III Грамматике (1083—1111) Византийская империя оказалась в состоянии упадка. Опустошительные набеги турок на греческие владения в Малой Азии угрожали не только жизни местного населения, которое жестоко истреблялось, но и самим христианским святыням. Еще в 792 году халиф Гарун Аль Рашид отправился в Миры с целью осквернить гробницу Святителя Николая. Но это ему не удалось (была взломана другая гробница, находившаяся рядом). Едва святотатцы отплыли от берега, как на море поднялась сильная буря, потопившая почти все суда, на которых они прибыли в Миры. Осквернение святынь возмущало христиан. Единственным выходом в этом скорбном положении было перенесение мощей Святителя в безопасное место.

В 1034 году турки овладели Ликийской областью и городом Миры, вследствие чего опасность поругания мощей Святителя Николая Чудотворца возросла. В 1087 году Святитель Николай явился во сне одному благочестивому пресвитеру в городе Бари (юг Италии, Апулийский полуостров) и открыл ему волю Божию, чтобы его святые мощи были перенесены из Мир в Бари. Пресвитер рассказал об этом клиру и прихожанам, после чего был снаряжен корабль, который отправился в путь под видом торгового судна.

Прибыв в Миры, 47 жителей города Бари скрыли истинные цели своего приезда. Прибегнув к хитрости, они проникли в храм, где покоилось тело Чудотворца, охранявшееся четырьмя монахами. Посланцы г. Бари под руководством двух пресвитеров вскрыли мраморный саркофаг, который был наполовину заполнен благоуханным святым миром, и с благоговением перенесли честные мощи на свой корабль. С плачем и скорбью провожали мирликийские христиане уплывавшие в далекую Италию мощи Святителя Николая. Во время обратного пути барийцы еще раз убедились, сколь великой святыней были мощи. Остановившись на ночлег в ликийском городе Патара, они три дня не могли сдвинуться с места, пока пять человек, похитивших частицы святых мощей, не возвратили их.

9 мая 1087 года путешественники благополучно достигли родного города, котором у отныне предназначалось хранить великую святыню. Жители Бари с зажженными светильниками и радостными песнопениями встретили святые мощи; они были положены на время в храме во имя святого пророка Иоанна Предтечи (по другим сведениям — во имя святителя Григория Великого).

В первые же дни после этого более ста больных — хромых и сухоруких, слепых и глухих, немых и одержимых злыми духами — исцелились от одного прикосновения к гробнице с мощами Святителя Николая. Через некоторое время мощи его были перенесены в Бенедиктинский монастырь, где покоились в храме во имя святого мученика Евстафия до тех пор, пока в 1089 году жители города Бари не соорудили для них подземную часовню (крипту). Папа Римский Урбан II (1088—1099) собственноручно положил мощи Святителя Николая в мраморный саркофаг.

Это вторичное перенесение мощей также произошло 9 мая. С тех пор вошло в обычай ежегодно отмечать этот памятный день. В середине XII века над упомянутой криптой был сооружен большой трехнефный храм, освященный во имя Святителя Николая Чудотворца.

В те времена Апулия находилась в юрисдикции Константинопольских Патриархов. Такое положение существовало до 1196 года, когда норманы завоевали греческие владения в Италии. Таким образом гробница с мощами Святителя Николая оказалась у римокатоликов.

В 1953 году во время капитального ремонта храма по благословению папы Римского Пия XII была открыта гробница (саркофаг) с мощами Святителя Николая. В ней оказалась чудодейственная вода, которую местные монахи-доминиканцы называют манной, уподобляя ее манне ветхозаветной (Исх. 16, 33). Эта манна чудесным образом постоянно возобновляется в гробнице Святителя.

Русской Православной Церковью празднование в честь перенесения мощей 9 мая было установлено вскоре после 1087 года при митрополите Киевском Иоанне II (1077—1089). В то же время появилась русская редакция повествования о перенесении мощей Святителя Николая и была составлена торжественая служба в честь этого праздника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *