Торжество Православия

В первое воскресенье Великого поста Святая Церковь празднует Торжество Православия. В чем же суть этого торжества?

Заходя в храм, мы видим изображения Господа, Божией Матери и святых на иконах, нам кажется, что так было всегда. Учение о почитании икон, основанное на Священном Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным, хотя в некоторых областях зачатки иконоборчества проявлялись и ранее. Так, например, Евсевий Кесарийский отвечает отрицательно на желание сестры императора Констанции иметь икону Христа: «Кто в состоянии изобразить мертвыми и бездушными красками и тенями издающий сияние и испускающий блистающие лучи свет славы и достоинства Христа?»  На Западе, в Марселе, епископ Серен в 598 г. сорвал со стен церкви и выбросил вон иконы, которые, по его наблюдению, суеверно почитались его паствой. Но массовое иконоборчество началось при императоре Льве Исавре (717–741 гг.)

Лев III Исавр стремился в ходе своих военных кампаний не только подчинить империи территории, занятые арабами, но и распространить среди мусульман и иудеев христианство. При этом он считал, что императору допустимо вмешиваться в вопросы церковной жизни, римскому папе Григорию II он писал: «Я император и священник». В 726 году нечестивый царь начал говорить об уничтожении святых и досточтимых икон. Константинопольский патриарх Герман начал обличать Льва в ереси. Герман возражал против иконоборчества, но, не находя поддержки среди императорского окружения, сложил с себя патриаршую власть. Вместо Германа константинопольским патриархом стал иконоборец Анастасий, который подписал эдикт против почитания икон. Этот эдикт стал первым иконоборческим документом, изданным не только от имени императора, но и от церкви. Император Лев умер 18 июня 741 г. Продолжателем всей политики Льва был сын его Константин Копроним, доведший иконоборчество до ужасов жестокого гонения.

Иконоборчество распространилось по Византии, лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Иконы и мощи святых сжигались. Западную Церковь ересь не затронула. Римские папы, обращаясь к Византийским императорам, осуждали иконоборчество. Среди восточных богословов более всего в деле защиты иконопочитания потрудился преподобный Иоанн Дамаскин, который в своих трудах критиковал иконоборцев.     

После смерти следующего императора Льва IV Хазара его вдова, императрица Ирина, соправительница своего сына Константина VI, в 786-787 годах созвала новый церковный собор, вошедший в историю Церкви как Седьмой вселенский.

Этот собор восстановил почитание иконописных образов. Но ересь иконоборчества в это время прочно укоренилась в умах людей. Изначально собор созывался в Константинополе, но заседание пришлось отложить, потому что ворвались воины столичного гарнизона — убежденные иконоборцы. Позднее Собор все-таки был созван, но в небольшом городе — Никее. Так закончился первый период иконоборчества. Как говорилось выше, число сторонников иконоборческой ереси было немалым. Спустя некоторое время на Византийском императорском престоле вновь оказался иконоборец. С этого периода начался второй период иконоборчества (814-842 гг.).

В 813 г. на трон взошел иконоборец Лев V Армянин. Иконоборчество император начал вводить исподволь, очень осторожно. В кругу своих приближенных он высказывал мнение, что бедствия (успехи сарацин) постигают Империю «не за что иное, как лишь за поклонение иконам», и доказывал это тем, что императоры-иконоборцы и царствовали и умирали благополучно, а вот их преемники несчастно. Сочувствующие иконоборчеству нашлись не только среди военных, но и среди иерархов.

Перед праздником Рождества Христова 814 г. толпа солдат бросала камнями в образ Спасителя над воротами дворца; император приказал снять образ под предлогом защиты святыни от поругания. 25 декабря перед причащением он поклонился иконе, а 6 января 815 г. уже нет. Вскоре после этого император стал убеждать патриарха отказаться от иконопочитания, но патриарх был непоколебим. В 815 г. св. патриарх Никифор был низложен и отправлен в ссылку. 1 апреля 815 г. (в день Пасхи) патриархом стал Феодот, начальник лейб-гвардии и родственник Копронима. По словам хрониста, он был «безгласнее рыбы, бессловесный, скотоподобный и кроме нечестия ничего не знающий». Он был совсем необразованным и полуграмотным человеком.

После Пасхи того же года Лев Армянин созвал собор в Св. Софии под председательством этого патриарха. Православные иерархи и монахи отказались в нем участвовать, были низложены и отправлены в ссылки. Собор остался в истории под названием 2-й иконоборческий. Иконоборцы считали его поместным. Собор объявлял вновь восстановленными решения иконоборческого собора 754 г., а Вселенский Собор 787 г. потерявшим силу. Не подписывавшие орос епископы и игумены ссылались и наказывались. Св. Феодор Студит написал собору обличительное письмо, был наказан пыткой (его били воловьими жилами и морили голодом) и сослан. Но и из ссылки он писал обличительные послания и руководил борьбой с иконоборцами. Активно выступал против иконоборчества и ссыльный патриарх Никифор.

В 820г. на трон Империи взошел Михаил II Травл, который также оказался иконоборцем, а после его смерти воцарился его сын Феофил (829–842 гг.). Он любил богослужения, сочинял стихиры (например, ему принадлежит 3-я хвалитная стихира на Неделю Ваий «Изыдите, язы́цы»), занимался церковным композиторством и даже регентством. Но он также начал беспощадное гонение на иконопочитателей. В 833 г. Феофил поставил патриархом своего учителя Иоанна Грамматика, фанатичного иконоборца. Тут же был созван своего рода иконоборческий собор, после которого из церквей были вынесены все иконы, изографов пытали и убивали.

Монастыри вновь были отобраны у монахов, им запрещалось показываться в городах. Феофил устраивал диспуты, но горе тем иконопочитателям, которые осмеливались возражать ему. Явились однажды на диспут уроженцы Иерусалима два брата, монахи Феодор и Феофан, прозванные потом «начертанными». Когда они указали императору на ошибку в цитируемом тексте, тот взбесился, заявив: «Несправедливо, чтобы царь был оскорбляем такими людьми». Он приказал бить монахов палками (до 200 раз), а затем вырезать на их лицах по двенадцать строк ямбических стихов, собственного сочинения, очень неуклюжих.

С женитьбой на святой Феодоре в его семью вошло тайное иконопочитание. Феофил закрывал на это глаза, но не мог не знать этого, а в 842 г. он заболел и умер, оставив царицей Феодору. Уже через несколько месяцев после смерти Феофила происходило «Торжество Православия». Была восстановлена веротерпимость. Константинополь быстро наполнился вернувшимися из подполья и ссылок монахами. Патриарх Иоанн Грамматик был низложен, а вместо него утвержден святитель Мефодий, бывший исповедником при Феофиле. Феодора устроила открытое церковное торжество, которое пало на первое воскресенье Великого поста. В тот год в 843-м это было 11 марта. С тех пор Торжество Православия всегда отмечается в первое воскресенье Великого поста. Иерархия была приглашена на торжественный обед во дворец. В том числе там был Феофан Начертанный.

         В XII и XIV веках служба, совершаемая в этот день, была значительно дополнена за счет включения текстов, изображающих главные догматы Христианства. Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцов.

Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема (в переводе с греческого – «да будет отлучен») провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью. В России чин Православия введен в XIV веке. Он совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Чин содержит в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *