28 апреля -день памяти святого благоверного князя Всеволода III Юрьевича Большое гнездо, в крещении Дмитрия

Великий князь Всеволод Юрьевич скончался во Владимире-на-Клязьме в воскресенье 15 апреля 1212 г. «егда кончаютъ литургию» и был погребен на следующий день епископом Иоанном в Успенском соборе на северной стороне. Почитается Русской Православной Церковью местно.

Князь Всеволод III Большое гнездо – великий князь Киевский (с 1173) и Владимирский (с 1176), прославленный своим общественным служением, воитель за Русскую землю. Благочестие его выражается в преданности Церкви Православной, в молитве, в строительстве храмов и уважении к духовенству.

Военные подвиги, мирные труды его – выражение подвига жертвенного служения: за свой град, за землю Русскую, за православных христиан. В этой жертвенной любви и заключается идея княжеского подвига.

Князь Всвеолод III Юрьевич Великий продолжает политику своего деда Владимира Мономаха, отца великого князя Юрия (Георгия) Долгорукого, благоустроителя Суздальской земли. Он самый младший (одиннадцатый) сын, но от него произошел род царей Русской земли. Он стал первым русским князем, которого стали именовать «великим князем». Название «великий», данное ему летописцами, он вполне заслуживает по великому значению его деятельности и могуществу. Влияние Всеволода было велико и в Северной, и в Южной Руси, и даже в сопредельных с Русью странах. Великокняжеский титул впоследствии закрепился за преемниками Всеволода Юрьевича на владимирском столе.

Под его покровительством в Суздальской земле в кон. XII — нач. XIII в. было составлено несколько летописных сводов, ставших основой последующего летописания Северо-Восточной Руси (в том числе наиболее ранних памятников — Лаврентьевской и Радзивиловской летописей, «Летописца Переяславля Суздальского»), большие фрагменты владимирского летописания были включены в Киевский свод 1200 г. Преимущественное внимание владимирские летописцы уделяли деятельности владимиро-суздальских князей, подчеркивали ведущую роль Всеволода Юрьевича в межкняжеских отношениях на Руси. «Летописец Переяславля Суздальского» прославляет князя за то, что он «не токмо единой Суждалской земли заступник бе, но и всем странам земля Роусьскыя». «Слово о погибели Русской земли» (сер. XIII в.) содержит утверждение, что Всеволод Юрьевич стоит во главе всей Русской земли. «При имени Всеволода трепетали все страны, и по всей земле разошелся слух о нем. И всех зломышлявших на него отдал господь в руки его, чтобы не возносились и не величались, но возлагали на бога всю свою надежду. И бог покорял под ноги его всех врагов его» — пишет летописец в «Похвале Всеволоду Большое Гнездо». Воинская доблесть и военно-политическое могущество Всеволода Юрьевича были воспеты неизвестным автором «Слова о полку Игореве».

Конец 80-х — 1-я половина. 90-х гг. XII в. для Всеволода Юрьевича. отмечены переходом от военных действий к дипломатическим и обустройством собственных земель. За время своего княжения Всеволод Юрьевич воздвиг немало церквей и монастырей как в стольном Владимире, так и в других городах своего княжества. Деревянные храмы в честь своего небесного покровителя Дмитрия Солунского были возведены им в Дмитрове и Москве. Во Владимире был перестроен и расширен пострадавший от опустошительного пожара в 1185 г. Успенский собор: «и бысть радость велика в граде Володимере».

В 1191 г. Всеволод строит новый деревянный детинец (кремль) в г. Суздале. Активная строительная деятельность продолжается и в последующие годы: «Многие церкви создал Всеволод во время власти своей. <…>  И монастырь создал, а в нем церковь каменную Рождества святой Богородицы и ее также исполнил всем исполнением, и покрыта была оловом от верху до закомар и притворов. И то чуду подобно. И не искал Всеволод мастеров у немцев, но нашел мастеров среди клевретов святой Богородицы и своих. Одни олово лили, другие кровлю крыли, иные известью белили». В 1191-1196 гг. строится храм Рождества Богородицы во Владимире,  в 1193 г. обновлена церковь Пресвятой Богородицы в Суздале, также князь закладывает новый детинец во Владимире; на следующий год строит деревянную крепость в Переяславле-Залесском. В 1194-1197 гг. «создал церковь прекрасную мученика Дмитрия на дворе своем и украсил ее дивно иконами и письмом», а в январе 1197 г. в соборе были помещены принесенные из Солуни «доска гробная» с раки вмч. Димитрия и сорочка святого. В правление Всеволода Юрьевича в Северо-Восточной Руси продолжилось монастырское строительство, впервые упоминаются обители: владимирский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь и владимирский Княгинин в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь, ярославский в честь Преображения Господня мужской монастырь и другие. Над образами и фресками для церквей и монастыре работали артели византийских и русских иконописцев.  На протяжении ряда лет были обновлены или сооружены укрепления в Суздале, Владимире, Переяславле Залесском, Москве, Дмитрове, Городце-Радилове на Волге и в других городах Северо-Восточной Руси, а также в родовой «отчине» Всеволода Юрьевича Городце (Городке) на р. Остёр, на территории Переяславского княжества.

В Лаврентьевской летописи запись о кончине и погребении В. Ю. (под 1212) сопровождается обширной похвалой его храмоздательской деятельности, смирению и справедливости. «И когда пришел конец временного сего и многомятежного жития, тихо и безмолвно он преставился и приложился к отцам и дедам своим. И плакали по нему сыновья его плачем великим, и все бояре и мужи, и вся земля власти его, и пел над ним обычные песнопения епископ Иван, и все игумены и черноризцы, и все попы града Владимира. И положили его в церкви святой Богородицы Златоверхой, которую создал и украсил брат его Андрей».

Имя Всеволода Юрьевича было внесено во вседневные соборные синодики главнейших городов Северо-Восточной Руси (РГБ. Ф. 344. № 99. Л. 36; ДРВ. Ч. 6. С. 439 и др.). В конце 40-х — начале 50-х гг. XVI в. в грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного клирикам Успенского собора излагался порядок поминания архиереев, великих князей и княгинь, их детей и внуков, чьи останки почивали во Владимире. О поминании Всеволода Юрьевича в грамоте написано, что «по великом князе Димитрии-Всеволоде Георгиевиче в год пети две панихиды большия с ужинами, на преставление его апреля в 15 день, а другую на память его октября 26 дня» (последняя память отмечалась в празднование вмч. Димитрию Солунскому — небесному покровителю Всеволода Юрьевича). Панихиду должны были служить «протопоп з братиею, и протодьякон, и игумены, и попы, и дьяконы»  (цит. по: А. Виноградов, История Успенского кафедрального собора в губ. гор. Владимире, С. 52). В середине. XVII в. над захоронением Всеволода Юрьевича был помещен надгробный лист, составленный в Москве в окружении Патриарха Иосифа. Он содержал (на основе сведений, близких к тексту Симеоновской летописи 40-х гг. XVI в.) краткие биографию и описание богоугодной деятельности князя, особенно подчеркивается его покровительство главному городу княжества Владимиру, который «оттоле наречеся Богородичен». Во 2-й половине XVII-XVIII в. этот рассказ входил в сборники исторического содержания, в 1670 г. был включен в список Степенной книги старшего извода Пространной редакции (РГБ. Ф. 178. № 4288. Л. 615-615 об.), который в конце XVII в. хранился в Успенском соборе. Под 15 апреля память Всеволода Юрьевича отмечена в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.). В XIX веке над ракой Всеволода Юрьевича горело 5 лампад. Мощи князя были освидетельствованы в 1882 г., во время реставрационных работ в Успенском соборе.