30 января — память преподобного Германа, схиигумена Зосимовского

Преподобный Герман, В миру Гомзин Гавриил Семенович, родился 20 марта 1844 г. Отец в 1853 г. поступил в Черниговско-Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры; дядя, иеромонах Даниил, подвизался в Саввино-Сторожевском монастыре. Начальное образование он получил в церковноприходской школе. 19 сентября 1859 г. у постели умиравшего отца, рясофорного монаха, мысленно попросил благословения идти в монастырь. Через 2 года переехал в Санкт-Петербург, где укрепился в желании принять монашество.

20 февраля 1868 г. поступил в Черниговско-Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры, 25 июня 1870 г. облечен в рясофор. Там он написал иконы Черниговской Божией Матери, Скорбящей Божией Матери и другие, отреставрировал иконы пещерного храма архистратига Михаила и Небесных сил бесплотных, образы и роспись часовни Иверской Божией Матери.

29 ноября 1877 г. пострижен в мантию с именем в честь святителя Германа. В поисках духовного окормления вступил в переписку с валаамскими старцами и святителем Феофаном Затворником. 5 июля 1880 г. митрополитом Московским и Коломенским Макарием (Булгаковым) рукоположен в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры во диакона, 17 августа 1885 г. стал иеромонахом. По благословению святителя Феофана Затворника стал духовником иноков Черниговско-Гефсиманского скита, а затем назначен духовником больницы и богадельни.

26 сент. 1897 г. назначен настоятелем Смоленской Зосимовой мужской пустыни. При Германе в Зосимовой пустыни было закончено строительство соборного 3-престольного храма Смоленской иконы Божией Матери и надвратной церкви Всех Святых, воздвигнуты каменные кельи, стена с башнями, гостиница. Святой Герман создал в обители образцовое хозяйство, в том числе и мастерские. Он ввел старческое окормление и строгое уставное богослужение, порядок и дисциплину в храме, на клиросе, в трапезе, на послушаниях и в домашнем быту. В числе написанных им икон – образ преподобного Зосимы на фоне Троице-Сергиевой лавры (по преданию, тот явился во сне духовной дочери Германа, а затем и ему). В 1898 г. Герман принял в обитель преподобного Алексия (Соловьёва), вскоре тот стал его духовным сыном.

Трудами Германа и преподобного Алексия Зосимова пустынь прославилась по всей России. Здесь окормлялись великая княгиня Елисавета Феодоровна (по монастырскому преданию, она была тайно пострижена Германом в схиму с именем Алексия), священномученики Серафим (Звездинский), Серафим (Чичагов), Игнатий (Садковский) и Петр (Руднев), а также Антоний (Храповицкий), С. Н. Булгаков, М. А. Новосёлов и др., а также преподаватели и студенты Московской Духовной Академии.

3 июня 1902 г. Герман возведен в сан игумена. Летом 1909 г. с правом совещательного голоса Герман участвовал в 1-м Всероссийском съезде монашествующих. 23 февр. 1914 г. Святейший Синод в лице Высшего церковного управления запросил у старца суждение об афонских спорах об имени Иисусовом. Герман ответил: «Молитва Иисусова есть дело сокровенное, а потому возникшие разногласия следовало бы покрыть любовью». Совет был принят митрополитом Московским и Коломенским Макарием (Невским), суд духовной консистории вынес имяславцам оправдательный приговор.

В начале 1909 г. казначей обители иеромонах Иона (Фиргуф) обвинил Германа в неправильном ведении хозяйства и приходо-расходных книг, самовольном распоряжении пожертвованиями. 16 апреля того же года этот вопрос рассмотрела комиссия Духовного Собора Троице-Сергиевой лавры. В рапорте от 21 июля Герман подробно ответил на обвинения, не признав их. Указом Духовного Собора ему предписывалось сдать управление Зосимовой пустыни и с 3 сентября принять должность строителя Махрищского монастыря. По ходатайству духовных чад (Елисаветы Феодоровны и др.) через 2 месяца Герман был возвращен в родную обитель. 28 июля 1916 г. он принял тайное пострижение в великую схиму от епископа Арсения (Жадановского). В последние дни жизни Герман ничего не вкушал, причащаясь Св. Таин Христовых; он предсказал, что обитель закроют после его кончины. Вскоре это действительно произошло. Преподобный Герман скончался 17 января (30 января по н.ст.) 1923 г.

В марте 1994 г. иеродиакон возобновленной Зосимовой пустыни несколько раз видел во сне схимнический крест и слышал голос, повелевавший поставить крест на могилу Германа. Могила была вскрыта, мощи переоблачены в схиму, на месте погребения установлено временное надгробие. По благословению Святейшего патриарха Алексия II 14 сентября 2000 г. Герман прославлен в лике местночтимых святых, мощи торжественно перенесены в Смоленский собор Зосимовой пустыни. Тропарь, кондак и величание святому утвердил архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов); был написан образ преподобного Германа. Частицы мощей и иконы Германа хранятся в храмах ряда епархий Русской Православной Церкви. В пустыни хранятся его вещи: мантия, схима, тапочки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *