Основание Богородице-Рождественского монастыря
История Владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря уходит своими корнями в глубокую древность. До основания Троице-Сергиевой лавры Богородице-Рождественская обитель являлась главным центром монашеской жизни в Северо-Восточной Руси. Точную дату основания монастыря назвать затруднительно. Согласно дошедшим до нас историческим источникам обитель основана между 1197 и 1206 годами благоверным князем Всеволодом III Юрьевичем Большое Гнездо, великим князем Киевским (с 1173 г.) и Владимирским (с 1176 г.) (в крещении Димитрием, 1154-1212 гг.).
Начало будущему мужскому монастырю предшествовала закладка в 1191 году в осыпи подле Ивановских ворот храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы. «Заложи великий князь Всеволод, – сообщают летописи, – церковь каменну во граде Володимири Рождества святой Богородицы августа в 22 день при епископе Иоанне». При заложении храма присутствовал сам князь и весь двор его. Южной и восточной границей монастыря служил вал так называемого Печернего города (древнего детинца Владимира-на-Клязьме), на западе к монастырю примыкала резиденция князя и соборы великомученика Димитрия и Успения Пресвятой Богородицы. Эта территория в писцовой книге И. А. Головленкова и В. Львова 1624–1625 годов названа «кремлём». Дети́нцем или по-другому Днешним градом называлась центральная и наиболее древняя часть древнерусского города, служившая внутренней городской крепостью. Этимология (значение) слова «детинец» близко к слову «кремль». К детинцу мог примыкать укреплённый окольный город либо неукреплённый посад. Владимирский кремль располагался в центре холмистой гряды между двумя окольными городами — Ветчаным с восточной стороны и Новым с западной.
Детинец града Владимира домонгольской эпохи был меньше, чем детинец XVI—XVII веков, совпадающий с Печерним городом. В домонгольскую эпоху Владимирский детинец (кремль) был ограждён от остальной части Печернего города белокаменной стеной и содержал белокаменные Успенский и Дмитриевский соборы.
Возведение первого храма обители — Собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы
Богородице-Рождественская церковь была построена и освящена в 1197 году. Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы в XII веке представлял собой одноглавый 4-столпный 3-апсидный храм с хорами. Длина его составляла около 20,5 м, ширина — 15,2 м, толщина стен — 1,2 м. Фасады, разделенные на 3 прясла сложнопрофилированными пилястрами с полуколоннами, оканчивались закомарами и имели по одному окну в верхнем ярусе, на западном фасаде — ещё два небольших окна внизу для освещения внутреннего пространства под хорами.
Центральную апсиду освещали три щелевидных окна, боковые апсиды имели по одному окну. По стенам апсид тянулись тонкие полуколонны: четыре на средней апсиде, по две на боковых, вверху проходил аркатурно-колончатый пояс. Колонны пилястр венчались резными капителями с лиственным орнаментом. На уровне хоров храм опоясывал городчатый с поребриком фриз.
Три входа в собор были украшены перспективными порталами с гладкими колонками и резным архивольтом. Орнамент капителей этих колонок и обломов архивольта не имеет аналогов в других белокаменных храмах Владимиро-Суздальского зодчества. Профили порталов по сравнению с другими храмами середины и конца XII века упрощены и сближаются с Суздальским собором в честь Рождества Богородицы XIII века. Последний облом архивольта опирался не на полуколонку с капителью, а на прямоугольный блок с орнаментальной лентой. Считается, что собор не имел изобразительных рельефов на фасадах. Однако, вероятно, убранству храма принадлежали белокаменные фигурные водомёты (со звериной лапой на боковой грани, с растительным орнаментом и человеческой рукой), опубликованные Н. А. Артлебеном, а также фрагмент круглой скульптуры (грифон с вздыбленным крылом), обнаруженный во время раскопок в 1997-1999 годах. Внутри храма столпы крещатой формы поддерживали световой барабан и соединяли подпружные арки друг с другом и со стенами, на стенах им отвечали плоские лопатки.
Богородице-Рождественский монастырь — старшая русская обитель. Постепенная утрата первенства. Учреждение архимандритии
Летописи, сообщая о годе закладки (1191) и освящении храма во имя Рождества Богородицы (1197), не упоминают об учреждении обители, хотя в кладке западной стены храма до его разрушения в 1930 году, находился камень с надписью, очевидно сделанной в XVII веке: «Начало Рожествена монастыря лета 6699» (т.е. 1191-1192 гг.). Но несмотря на это обстоятельство, историки за год основания Богородице-Рождественского мужского монастыря склоняются принимать первое упоминание в летописях об обители, а это относится к 1206 году, поэтому точной даты основания монастыря мы назвать не можем. Этим же объясняется, что в одних источниках за год основания монастыря указывается год закладки или освящения Богородице-Рождественского храма (1191-1197), а в других – год первого упоминания в летописях о игуменах обители (1206).
Так, сообщая в 1212 году о упокоении великого князя Всеволода, летописец пишет: «И монастырь созда, в нем церковь камену Рождество Святыя Богородица», хотя год основания обители в летописи не указывается. До 1227–1230 годов Богородице-Рождественским монастырем управляли игумены, затем была учреждена архимандрития, хотя, как указывается в томе третьем Православной энциклопедии (С. 578-579) в статье об архимандритии, сведений о каких-либо административных функциях Владимирского Богородице-Рождественского мужского монастыря, над другими обителями Владимирской земли нет, лишь известно, что из числа монахов Рождественского монастыря ставились игумены других Владимирских обителей.
Но вместе с этим существует грамота Московского митрополита святителя Макария, из которой следует, что Богородице-Рождественский монастырь считался старшей русской обителью до 1561 г., затем первенство перешло к Троице-Сергиеву монастырю. В «Лествице о соборных властех» 1599 года и «Лествице Патриарха Иоасафа I» 1635-1637 годов Богородице-Рождественский монастырь стоит на втором месте среди русских обителей. Также известно, что в 1667 году настоятелю монастыря архимандриту Филарету было пожаловано право ношения скрижали на мантии, архиерейского посоха и именование «преподобнейший», а в 1682 году к Богородице-Рождественскому монастырю были приписаны Феодоровский монастырь в восточном предместье города и Владимирская обитель во имя великомученика Георгия Победоносца. Богородице-Рождественский монастырь имел общежительный устав и на его содержание были пожалованы от великого князя многие села и угодья. С половины XIII до начала XIV века всероссийские митрополиты, перенёсшие первосвятительскую кафедру из Киева во Владимир, имели пребывание в Рождественском монастыре, который считался их кафедральным.
О Патриарших посещениях обители
и настоятелях монастыря
Богородице-Рождественский монастырь посещали Патриархи Московские и всея Руси. Так, 8 мая 1629 года, находясь «в Володимере в походе», Патриарх Филарет пожертвовал «пять колодок гвоздей луженых» для обивки бархатом «в чюдотворцове раке изнутри». Патриарх Иосиф 30 января 1643 году в монастыре «за стол» повелел дать 5 р. и нищим 10 денег. Патриарх Никон 23 января 1653 года служил в монастыре Литургию, угощал за трапезой братию и одарил её денежной милостыней.
Многие настоятели Богородице-Рождественского монастыря занимали епископские кафедры. Первые Суздальско-Владимирские архиереи — святитель Симон (1214/15-1226 гг.) и священномученик Митрофан (1227-1238 гг.) – до своего поставления на кафедру управляли Богородице-Рождественским монастырем. В 1389 году во епископа Коломенского был хиротонисан архимандрит Богородице-Рождественского монастыря Павел. В 1517 году настоятель обители архимандрит Геннадий был рукоположен во епископа Суздальского. Настоятели монастыря принимали участие в церковных Соборах.
В 1555 году архимандрит Закхей присутствовал на Московском Соборе по случаю учреждения Казанской епархии и поставления святителя Гурия Казанским архиепископом. Архимандрит Иоаким участвовал в Московском Соборе 1580 года, архимандрит Герман присутствовал на Соборе в 1584 года. В 1598 году архимандрит Варлаам подписал соборную грамоту об избрании на царство Бориса Феодоровича Годунова. В 1613 году архимандрит Исайя первым после епископов подписал утвержденную грамоту на царство царя Михаила Феодоровича. Архимандрит Исайя 24 июня 1619 года участвовал в доставлении на Патриарший престол Филарета (Романова), архимандрит Иона 28 сентября 1645 года принимал участие в чине венчания на царство Алексея Михайловича. На Большом Московском Соборе 1666-1667 годов 30 ноября архимандриту Филарету было поручено доставить грамоту Патриарху Никону о прибытии его из Новоиерусалимского монастыря в Москву, а 1 декабря 1666 года архимандрит Филарет в числе соборян присутствовал при низложении Патриарха Никона. Последние в дореволюционной истории обители архимандриты Богородице-Рождественского монастыря Павел и Платон (Петрункевич) являлись членами Святейшего Синода.
О насельниках обители
и материальном благополучии монастыря
Сведения о числе насельников обители до XVIII века не сохранились. В 1701 году в Богородице-Рождественском монастыре жили 72 монаха, в 1715 году в обители пребывали 64 насельника: архимандрит-настоятель, архимандрит на покое, 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 51 монах. В приписном монастыре во имя великомученика Феодора Стратилата насчитывалось 20 монашествующих. В 1741 году в Богородице-Рождественском монастыре значились 35 насельников, при монастыре служили 65 человек. В обители также жили 8 отставных военных.
О материальном обеспечении Богородице-Рождественского монастыря Никоновская летопись в статье, извещающей о смерти князя Всеволода Большое Гнездо, пишет, что князь, создав Богородице-Рождественский монастырь во Владимире, наделил его «селы, и бортми, и озеры, и реками и многим имением удоволи». Наиболее ранними из известных документов о пожаловании обители населённых земель являются жалованные грамоты великого князя Юрия Даниловича 1317-1322 годов на село Борисоглебское во Владимире, а также сёла Весское, Васильевское (Васильково) и Улолское в Суздале. В конце XIV — начале XV веков святая княгиня Евдокия (в иночестве Евфросиния) дала Богородице-Рождественскому монастырю села Арбузово во Владимире и Баскаково в Суздале. В первой половине XV века великие князья Василий I Димитриевич и Василий II Васильевич пожаловали Богородице-Рождественскому монастырю мельницу на реке Рпень, сёла Новгородское, Горицы и Ильинское близ Владимира. В XVI веке были пожалованы великим князем Василием III Иоанновичем высокорецкие деревни и починки, царём Феодором Иоанновичем Новгородские луга по реке Рпень у Владимира и село Шахово Московского уезда. Царь Михаил Феодорович на поминание матери старицы Марфы Иоанновны дал вотчину в Курмышском уезде и благовестный колокол. Согласно переписным книгам 1678 года за Богородице-Рождественским монастырем числилось 1613 дворов в Московском, Владимирском, Юрьев-Польском, Суздальском и Муромском уездах; кроме того, монастырю принадлежали вотчины в Алатырском, Казанском, Курмышском, Симбирском и Шацком уездах.
Начиная с XVI века Богородице-Рождественский монастырь получал значительные вклады деньгами, вещами и продуктами. Царь Иоанн IV Васильевич по казнённым и убитым в опричнину «опальным» людям дал в обитель 1150 рублей и 10 ногайских кобылиц, поминальный вклад по царице Марии Темрюковне составил 70 рублей. В 1605 году царь Борис Годунов пожертвовал 150 рублей, а царь Алексей Михайлович в монастырь в 1636 году передал обители колокол весом 300 пудов. В 1678 году царь Феодор Алексеевич «дал во святую церковь плащаницу большую». Крупными вкладчиками обители были Ростовский митрополит Иона, передавший в 1606 или 1607 году в монастырь вещей и денег на сумму 1750 рублей, Рязанский и Муромский архиепископ Варлаам, пожертвововал обители в 1616-1617 годах 500 рублей, а Н. Пушкин (в иночестве Нифонт) внёс вклад в монастырь в размере 600 рублей. Благотворителями обители также были архимандрит Троице-Сергиева монастыря Викентий, Патриарший ризничий иеродиакон Боголеп, окольничий Н. И. Акинфов.
В описи монастырского архива имеется упоминание о несохранившейся жалованной ружной грамоте обители царя Иоанна IV 1576-1577 годов, предписывавшей «давать на чюдотворцев канун меду на год по пяти пуд». В XVII веке архимандрит с братией получали «панихидные» 35 рублей 7 алтын 3 деньги, на освящённый мёд за 5 пудов — 2 рублей 20 алтын.
В 1741 году денежные доходы монастыря составляли 703 рублей 90,5 копеек, хлебные доходы — 611 четвериков. Из этих денег 35 монахам и жившему в обители белому духовенству выдавалось 175 рублей и 175 четвериков хлеба, 65 служителям-бельцам— 98 рублей 56 копеек и 455 четвериков и 6 четвериков хлеба, находившимся в монастыре на пропитании 8 военным — 103 рублей 97,5 копеек, 38 четвериков и 2 четверика хлеба. В доход Коллегии экономии монастырь собирал 830 рублей 20 копеек и 515 четвериков ржи, овса, пшеницы, ячменя, гороха и гречи.
Монастырская библиотека:
о рукописных и старопечатных книгах
Из документальных источников также известно, что в Богородице-Рождественском монастыре была собрана библиотека, которая согласно описи степенных монастырей 1653 года, насчитывала 93 книги. Наиболее древние из них — это списки XV века Октоиха, Скитского патерика и Творений преподобного Дионисия Ареопагита. Историческую ценность представляет вкладная книга монастыря, написанная монахом Симеоном Златописцем в 1684-1685 годах при архимандрите Иосифе.
Часть рукописных и старопечатных книг монастырской библиотеки после 1917 года хранилась в собрании Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника во Владимире (ГВСМЗ). Книги из Богородице-Рождественского монастыря, имеются и в других рукописных собраниях России. В Лаврентьевской летописи, которую большинство учёных считают копией Владимирского летописного свода 1305 года, на первом листе имеется запись XVI — начала XVII в.: «Книга Рожесвенского монастыря Володимерьскаго». По мнению А. Н. Насонова, именно во Богородице-Рождественском монастыре монах Лаврентий составлял свою летопись, здесь же была написана Троицкая летопись. В конце XVI века настоятель Богородице-Рождественского монастыря архимандрит Иона (Думин) внёс в обитель крупное собрание рукописных книг, в том числе список Воскресенской летописи и список «Книги степенной царского родословия». На одном из списков Владимирского летописца имеется запись о принадлежности его Богородице-Рождественскому монастырю, список Царской Софийской I летописи принадлежал в XVIII веке приказным стряпчим монастыря. В описи книг степенных монастырей указано, что в обители помимо Степенной книги имелось 5 «летописцов», «гранограф», «книга царственная» и «книга греческая царственная».
История русской агиографии:
составление насельниками монастыря житий святых
Богородице-Рождественский монастырь также связан с историей русской агиографии (составлением житий святых). До 1214-1215 годов игуменом монастыря был святитель Симон, один из авторов Киево-Печерского Патерика. Вероятно, в Богородице-Рождественском монастыре в 80-х годах XIII века была создана первоначальная редакция «Повести о житии Александра Ярославича Невского». К соборному прославлению святого благоверного князя Александра Невского в 1547 году по благословению Московского митрополита, святителя Макария инок Богородице-Рождественского монастыря Михаил создал службу святому и «Слово похвальное благоверному великому князю Александру». Пространную редакцию жития и службы святому князю написал архимандрит Иона (Думин), он же составил собрание сочинений преподобного Максима Грека. В XVII веке архимандрит Викентий переделал редакцию Жития архимандрита Ионы. Монах Михаил помимо службы святому Александру Невскому написал службу святому Константину Муромскому и дополнил службу святым Петру и Февронии Муромским.
Опись архива Богородице-Рождественского монастыря XVIII века фиксирует около 170 актов XIV – начала XVII веков. Значительная часть документации Богородице-Рождественского монастыря утрачена. К 2004 году сохранилось около 60 подлинных и копийных текстов, большая часть вотчинных документов XVII – XVIII веков хранится в фонде «Грамоты Коллегии экономии» Российского Государственного Архива Древних Актов (РГАДА), некоторые источники XIII – XVI веков находятся в составе фондов других архивов Москвы и Санкт-Петербурга.
История обители в XIII—XV веках
В летописях об истории монастыря этого периода упоминаются имена игуменов Симона, Митрофана и первого архимандрита обители Кирилла. Все они последовательно, друг за другом, были рукоположены во епископов. Благоверный князь Георгий (Юрий) Всеволодович в 1214 году избрал игумена Богородице-Рождественского монастыря Симона во епископа Суздальского. На место епископа Симона 14 марта 1227 года по избранию того же великого Владимирского князя Георгия игумен Богородице-Рождественского монастыря Митрофан рукоположен митрополитом Владимирским Кириллом во епископа Суздальского. По избранию племянников благоверного князя Георгия (Юрия) Всеволодовича в 1230 году архимандрит Богородице-Рождественского монастыря Кирилл хиротонисан во епископа Ростовского.
Следующее упоминание в летописях о Богородице-Рождественском моныстыре относится к 1237 году. Летописец сообщает, что при нашествии Батыя на Владимир, настоятель монастыря архимандрит Пахомий был убит татарами, а с ним и вся братия монастыря были побиты, а сам монастырь разграблен и опустошён.
Особый период истории Богородице-Рождественского монастыря связан с именем благоверного великого князя Александра Невского. Летописи сообщают, что 14 ноября 1263 года на обратном пути из Орды великий князь Александр Ярославич Невский заболел и скоропостижно скончался в Городце, приняв перед смертью великую схиму с именем Алексий. Погребение князя состоялось 23 ноября 1263 года в юго-западной части собора Богородице-Рождественского монастыря под хорами. После перенесения великокняжеского престола из Владимира в Москву великие князья из уважения к своему предку, князю Александру Невскому, делали значительные вклады в обитель. Так, Иоанн Данилович Калита в 1328 году в духовном завещании начертал: «а что есть прикупил сельцо на Киржаче у Прокопья у игумена, другое Леонтьевское, третье Шараповское и то даю св. Александру себе в поминанье»; Иоанн Иоаннович в духовной грамоте от 1356 года записал: «село Павловское дал есмь св. Александру в прок себе в память»; сын его Дмитрий Иоаннович в первой своей духовной грамоте от 1371 года подтверждает: «а что отец мой князь великий дал село Павловское к святому Александру того не подвигнуть». В его же иной духовной грамоте, написанной в 1379 году, сказано: «а из моих сосудов серебряных дадут к святей Богородице в Володимир блюдо великое серебряное с кольцы».
В 1380 году в обители состоялось великое событие. Святые мощи благоверного князя Александра Невского были извлечены из-под спуда и положены «на вскрытии» в том же гробу и на том же месте. На средства Патриаршего ризничего иеродиакона Боголепа мастером Н. М. Пшеничным «со товарищами» была изготовлена новая серебряная позолоченная рака (в настоящее время она находится в собрании ГЭ), в которую 1 июля 1697 года переложили святые мощи. Раку поставили у южной двери собора, предварительно заложив её кирпичом внизу, а вверху обратив в окно.
В конце XIV и XV веков (1491 год) Богородице-Рождественский монастырь сильно пострадал от пожаров, когда, как пишет летописец, «и церковь Пречистые Рожество в монастыре внутри града выгоре», «и внутрь церкви тоя все выгоре и с людьми». В 1536 году сгорела «половина монастыря».
История Богородице-Рождественского монастыря
в XVI—XVII веках
В этот период истории монастыря впервые в писцовой книге 1624-1625 годов упоминается о каменной трапезной церкви. Летописец пишет, что она находилась в северной линии монастырской стены Богородице-Рождественской обители, в некоторых документах церковь именуется крестовой. Дата постройки её не известна. Более подробные сведения о ней относятся к XVIII веку. Так в переписной книге 1701 года впервые назван престол церкви — во имя Святой Троицы, а также уточняется, что «на церкве шатер каменный».
Летописи также сообщают о том, в 1654 году к юго-западу от Богородице-Рождественского собора обители владимирскими посадскими людьми В. А. Хмыловым и С. И. Пузовым была построена каменная 3-ярусная шатровая колокольня. В 1763 году на ней было 13 колоколов, в 1800 году – 11, в 1814 году и позже — 8 колоколов. На средства Хмылова и Пузова также были сооружены каменные кельи. До середины XVII века келейные корпуса и хозяйственные службы монастыря были деревянными. В 1659 году в обители сооружены северные служительские (экономические, или казенные) каменные кельи, в 1681 и 1689 годах на средства архимандрита Викентия построены южные каменные братские и больничные корпуса, восточный келейный корпус, часть которого в 1750 — 1789 годах и после 1800 года занимали Владимирская духовная семинария и консистория.
В конце XVII века в обители перестраивались Богородице-Рождественский собор и галереи. В 1678 году архимандрит Троице-Сергиева монастыря Викентий (впоследствии архимандрит Богородице-Рождественского монастыря) пожертвовал 100 рублей «на строение каменной паперти с полатками, что у трапезы», с которой специалисты по древнерусской архитектуре Н. Н. Воронин, К. Н. Тихонравов и архитектор Владимирской епархии Н.А. Артлебен отождествляли перестроенные из кирпича галереи собора, сохранявшиеся до середины XIX века в виде одноэтажной паперти с запада и разновысотных «палаток» с юга и севера. К юго-западному углу примыкала также 2-ярусная башня шириной в одно прясло. В западной стене собора были пробиты на месте окон ещё две большие арки, древний белокаменный портал с резным архивольтом и капителями вынут и встроен в западную паперть. Северный портал также был превращён в большую арку.
Вероятно, в 1681 году собор был увенчан пятью главами, покрытыми черепицей, с железными золочеными крестами. После пожара 1683 года архимандрит Викентий в продолжение нескольких лет обновлял внутреннее убранство собора: были созданы новые местный и деисусный ряды иконостаса. Архимандрит Викентий пожертвовал в собор 12 месячных Миней, 12 праздничных икон, 13 разных икон в трёх киотах, образ Божией Матери «Знамение», дорогие ткани на «ризное украшение».
В северной линии ограды Богородице-Рождественского монастыря над святыми вратами находилась шатровая церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского, устроенная, по-видимому, бывшим Ростовским митрополитом Ионой (Думиным) в 1607 году. К 1797 году Александро-Невская церковь была упразднена.
В 1694-1695 годах при больничных кельях на южной стороне монастыря была построена церковь во имя святого Иоанна Предтечи на средства москвича И. Ф. Евстигнеева, похороненного под алтарём храма; позднее этот храм в исторических источниках не упоминается.
Дошедшие до нас иные сведения об обители в этот исторический период, в основном касаются об участии настоятелей монастыря в общецерковной и государственной жизни. Так, в 1566 году архимандрит Иоаким участвовал на Соборе в Москве и был порукою по князе Михаиле Воротынском, а также был на Соборе 1580 года, на котором решался вопрос о неотнятии у монастырей вотчин и неприкупании новых с крестьянами. Этот же вопрос, об оставлении вотчин при монастырях, получил своё продолжение на Соборе в 1584 году, где в числе соборян присутствовал архимандрит Герман. В 1598 году архимандрит Варлаам находился в Москве на Соборе и подписал грамоту о венчании на царство Бориса Годунова. В 1605 году архимандрит Богородице-Рождественский монастыря Исайя стал духовником Лжедмитрия I. В 1613 году настоятель обители архимандрит Исайя находился при избрании на царство Михаила Фёдоровича и подписался под избирательной грамотою первый после епископов. Он же 22 июня (2 июля) 1619 года был при поставлении на Патриарший престол ростовского митрополита Филарета.
28 сентября (8 октября) 1645 года архимандрит Иона присутствовал на венчании на царство Алексея Михайловича. Кроме этих фактов, известно, что архимандрит Исайя (в миру Иван Тимофеевич Лукошко) являлся одним из крупнейших мастеров знаменного пения, представителем её «усольской» школы.
В летописях этого периода упоминаются также ещё два имени, связанных с историей обители. Это архимандриты Филарет и Викентий. Об архимандрите Викентии и его участии в благоукрасительстве монастыря мы упоминали выше в связи с перестройкой внешнего вида Богородице-Рождественского собора и устроении его внутреннего убранства. Летописец также сообщает, о том, что в 1667 году, ехавшие на Большой Московский собор греческие Патриархи — Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, посетили град Владимир, по прибытии в Москву, с соизволения царя Алексея Михайловича и по совету Патриарха Иоасафа, они пожаловали архимандриту Богородице-Рождественского монастыря Филарету право носить на мантии скрижали и употреблять в служении посох архиерейский, на что дали и грамоту; с этого времени архимандрит Филарет стал называться преподобнейшим. В этом же году архимандрит Филарет присутствовал на Московском соборе, где решался вопрос об исправлении книжном и о разных обрядах церковных. Итогом же работы Собора стало низложение Патриарха Никона.
В летописях также запечатлён факт об исправлении архимандритом Богородице-Рождественского монастыря Викентием в 1672 году жития святого благоверного князя Александра Невского, первоначально составленное иеромонахом Михаилом по повелению царя и великого князя Иоанна Васильевича Грозного.
История Богородице-Рождественской обители в XVIII веке
Согласно переписной книги Богородице-Рождественского монастыря 1701 года известно, что к началу XVIII века в пятиглавом Рождество-Богородицком соборе помимо главного престола были два придела: во имя великомученика Георгия Победоносца в южной галерее и в честь Рождества Христова — на хорах и в юго-западной башне, соединявшейся с хорами.
Из исторических источников также известно, что монастырская стена до 1700 года была деревянной. В древности, когда существовали крепостные валы и рубленые стены на валах, ограда обители с южной и восточной сторон находилась ниже валов, внутри насыпи; в 1719 году монастырская стена внутри насыпи сгорела и была поставлена новая на валах. В 1700–1701 годах часть ограды с северной и западной сторон была отстроена в камне. Каменные северные святые врата, очевидно построенные в 1607 году вместе с надвратной Александро-Невской церквью, были расписаны сценами Страшного Суда, на выступах изображены владимирские чудотворцы и великомученик Димитрий Солунский (вкладная книга упоминает о росписи святых врат в 1637 и «в прежних годах»; к 2004 росписи забелены). Фрески имели, по мнению К. Н. Тихонравова, сходство с росписями собора Владимирского Княгинина монастыря и работами преподобного Андрея Рублёва в Успенском соборе. Восточные ворота монастыря были заложены после выноса мощей святого Александра Невского. Каменная арка этих ворот также была украшена росписью: изображением Богородицы «Знамение» с предстоящими справа Киевским митрополитом святым Максимом, святыми князьями Андреем Юрьевичем и Глебом Андреевичем, слева – святым Александром Невским, великим князем Георгием Всеволодовичем и мучеником Авраамием Болгарским. К 1763 году монастырская стена со всех сторон обители была каменной, с четырьмя воротами и четырьмя угловыми башнями.
С 1720 года по устроении в столице Российской империи, городе Санкт-Петербурге, Александро-Невского мужского монастыря Владимирская Богородице-Рождественская обитель стала среди монастырей по значимости третьей, хотя монастырь этот по древности своей и преимуществам, какие отдавались его настоятелям, продолжал оставаться в непосредственном ведении всероссийских митрополитов, потом Патриархов и, наконец, в зависимости от Святейшего Синода в числе ставропигиальных. В феврале 1722 года мощи были освидетельствованы Новгородским архиеписком Феодосием (Яновским) и архимандритом Сергием. На месте пребывания в соборе мощей святого князя Александра Невского после 1723 года была поставлена «на вид гроба» железная крашеная решетка с натянутым на неё раскрашенным холстом. На холсте положен образ святого князя, писанный на атласе. На стене помещалась икона Божией Матери «Знамение» XVI века в драгоценном уборе (ныне находится в Государственном Владимиро-Суздальском музее-заповеднике во Владимире, далее сокращ. – ГВСМЗ), под ней в киоте — икона святого Александра Невского с частицей мощей. Торжественное перенесение раки с мощами в Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге состоялось в 1724 году.
16 (27) июля 1744 года по указу императрицы Елизаветы Петровны было решено учредить из синодальной области Владимирскую епархию и обратить ставропигиальный Рождественский монастырь в архиерейский дом, для назначенного тогда вновь епископа Платона во Владимир, так как до сего времени архиереи имели своею резиденциею городе Суздале. До учреждения в 1764 году штатов, монастырь имел 7899 душ крестьян и самый архиерейский дом содержался его доходами.
В 1748 году в западной части монастыря построили здание архиерейского дома, впоследствии оно неоднократно перестраивалось. Богородице-Рождественскому монастырю и архиерейскому дому принадлежали постройки и владения за пределами обители. В частности, на территории Владимирского кремля находились осадный двор, слободы и «старый» конюшенный двор с постройками, известные с XVII века. К середине XIX века в одном из домов размещалась семинарская больница, за Ивановскими воротами Владимира гостиница (по документальным источникам известна с 1701 года). В 1763 году близ кафедрального Успенского собора находился летний архиерейский дом с крестовой церковью во имя святителя Алексия Московского, упраздненный в 1789 году. Во вкладной книге 1690 года упоминается о том, что у Богородице-Рождественского монастыря в Москве на улице Воскресенской, в Китай-городе имелось подворье. Позднее архиерейскому дому принадлежали в Москве два квартала на Рождественской и Софийской улицах.
В середине XVIII века в обители к северу или к востоку от Богородице-Рождественского собора была устроена церковь во имя мучеников Фотия и Аникиты. Возможно, что она была построена ранее, так как на плане монастыря 1715 года в этом месте обозначен некий малый храм. В 1763 году церковь упоминалась как «неслужащая», в 1800 году была разобрана. В ризнице Богородице-Рождественского монастыря хранились написанные на железе иконы Вседержителя и Благовещения Божией Матери из этого храма.
С 1763 года при архиерейских палатах существовала пристроенная к каменному зданию деревянная крестовая Благовещенская церковь, очевидно упразднённая после переезда архиерея в Суздаль.
Во второй половине XVIII века был осуществлён ремонт Богородице-Рождественского храма обители, после которого в 1785 году боковые главы и одна из пристроенных ранее «палаток» были разобраны, собор стал вновь одноглавым. После пожара 1770 (или 1781) года около 10 лет собор оставался без иконостаса и икон. В 1799-1800 годах в храме установили новый 3-ярусный резной иконостас, изготовленный служащим владимирского архиерейского дома Н. Серёгиным, иконы написал диакон суздальской Богоявленской церкви Е. Михайлов. После ремонта 1800 года Рождественский и Георгиевский приделы в соборе не упоминаются. Между 1805 и 1815 годах в южной галерее храма был устроен придел во имя святого князя Александра Невского.
В этот же период, в 1791 году, в северной линии ограды Богородице-Рождественского монастыря была перестроена каменная трапезная церковь, которая в документальных источниках от 1763 года именовалась Христорождественской. Вместо шатра на ней была поставлена «глава чешуйчатая деревянная».
В 1789 году Владимирскую епархию объединили с Суздальской, и Владимирский архиерейский дом поступил в гражданское ведомство. В нём разместился генерал-губернатор Заборовский, а епископ Виктор переехал на пребывание в Суздаль. В 1797 году епископ Виктор, донося Святейшему Синоду, что Владимирский архиерейский дом, за выбытием из него генерал-губернатора, остаётся праздным, представлял своё мнение о переводе сюда второклассного Царе-Константинова монастыря, но в 1798 году, пред путешествием императора Павла I в Казань, из Святейшего Синода последовал указ о пребывании Преосвященному, по-прежнему, во Владимире, и епископ Виктор переехал из Суздаля, заняв во Владимире Рождественский монастырь. С этого времени Владимирские архиереи имеют постоянное пребывание в монастыре. Со второй половины XVIII — середины XIX века исторические источники сообщают о загородном архиерейском доме в селе Добром.
История Богородице-Рождественского монастыря
в XIX веке
В этот исторический период жизни обители в северной линии ограды Богородице-Рождественского монастыря продолжается обустройство и благоукрасительство Христорождественской трапезной церкви. Согласно описанию 1800 года, в ней находились «архиерейское место с балдахином… Два амвона, один архиерейский с кафедрой, а другой диаконский». В описи 1805 года Рождественской церкви упомянут находившийся за левым клиросом «образ в киоте резной Александра Невского с мощами… в оном образе означенные мощи вставлены в серебряный футляр без подписи». В 1814 года эта икона находилась в приделе Александра Невского в Рождество-Богородицком соборе.
В 1825 году в Христорождественском храме был освящён придел в честь Иверской иконы Божией Матери в память принесения её и Владимирского образа во Владимир и в Муром в 1812 году. После значительной перестройки храма по проекту архитектора Артлебена 2 февраля 1866 года церковь освятил епископ Владимирский Феофан (Говоров) – святитель Феофан Затворник Вышенский. Новый золочёный резной иконостас был выполнен по рисункам епархиального архитектора Артлебена, иконы написаны московским художником Степановым. После пожара 1896 года иконостас был отремонтирован, живопись поновлена, деревянный пол заменен каменным, и 17 декабря 1896 года состоялось освящение храма. В начале XX века в Рождественской церкви находилась ещё одна памятная рака святого Александра Невского, с частицей мощей и изображением святого князя на крышке. В сентябре 1920 года имущество монастыря, в том числе «рака с частицей мощей», было передано в приходскую Троицкую церковь, куда перешёл служить последний настоятель Богородице-Рождественского монастыря архимандрит священноисповедник Афанасий (Сахаров). Эта рака 2 октября 1923 года попала в Владимирский Успенский собор. В настоящее время частица мощей святого Александра Невского из неё пребывает в соборе, в другой золоченой раке, на северной стороне центрального нефа.
С 1886 года в помещении под Христорождественской (крестовой) церковью располагалось древлехранилище братства святого Александра Невского, где находились памятники церковного искусства, рукописи, старопечатные книги. В древлехранилище поступило большое количество предметов из ризницы Богородице-Рождественского монастыря: два серебряных вызолоченных блюда для освящения хлебов работы западноевропейских мастеров XVII века (ныне в ГВСМЗ), два серебряных дискоса начала XVII века – вклад Ростовского митрополита Ионы (Думина) (ныне в ГВСМЗ), серебряное с позолотой кадило в виде одноглавого храма — вклад 1663 года царя Алексея Михайловича (ныне в ГВСМЗ), пять напрестольных крестов XVII века – вклады царя Михаила Феодоровича, Патриарха Филарета, семьи М. Я. Черкасского, а также Н. И. Акинфова и стольника Ф. В. Шилова, серебряная вызолоченная панагия XII века с образом великомученика Димитрия Солунского, украшенная жемчугом и «червчатыми» камнями (ныне в ГВСМЗ), богато украшенная панагия с Нерукотворным образом Спасителя — вклад греческого Веррийского митрополита Аверкия 1631 года, деревянный потир XVII века с живописными изображениями Спасителя, Божией Матери и Иоанна Крестителя, а также восьмиконечного креста с орудиями Страстей Христовых, позолоченные рипиды — вклад 1590 года Вологодского архиепископа Ионы (Думина), серебряная с позолотой водосвятная чаша — поминальный вклад 1600 года князя И. Шуйского. Среди памятников шитья примечательны шёлковая пелена с изображением святого Александра Невского, вышитым золотом и серебром, – вклад 1612-1613 годов Прасковьи Соловой, второй супруги царевича Иоанна Иоанновича (ныне в ГВСМЗ), покров на гробницу Александра Невского середины XVII века (ныне в Государственном Русском музее, далее сокращ. –ГРМ), покров 70-90-х годов XVII века работы строгановской мастерской города Сольвычегодска (ныне в Сергиево-Посадском государственном историко-архитектурном художественном музее-заповеднике, далее сокращ. – СПГИАХМЗ), покров, изготовленный в московской мастерской боярыни А. П. Бутурлиной, – её поминальный вклад в монастырь 1710 года (ныне в ГРМ).
С 1843 года из-за аварийного состояния Богородице-Рождественского собора богослужения в нём не совершались. При посещении Владимира в августе 1858 года император Александр II Николаевич повелел восстановить храм в древнем виде. На возобновление собора император пожертвовал 40 тысяч рублей, столько же дали частные лица, 10 тысяч рублей поступило от Святейшего Синода. Епархиальный архитектор Н.А. Артлебен и губернский архитектор Д. А. Корицкий составили проект и выполнили обмер храма — единственные сохранившиеся свидетельства о древнем здании. Архитектор Н.А. Артлебен предложил не ломать храм, а реставрировать с сохранением плана, фундамента и немногих уцелевших древних частей (восточные пары столбов, участки белокаменной кладки на фасадах) и восстановить утраченные детали по аналогиям. В 1859-1861 годах были разобраны стены. При строительстве и облицовке стен использовались частично старый кирпич и белый камень. Внутреннее убранство храма было выполнено по эскизам Н.А. Артлебена, настенные росписи принадлежали боголюбовскому иконописцу И. Шорохову, иконы написал московский художник Н. Г. Степанов.
Освящение Рождество-Богородицкого собора состоялось 22 июля 1869 года. После перестройки это был одноглавый 4-столпный 3-апсидный белокаменный храм с 3-членным делением фасадов на прясла, завершённые полуциркульными закомарами. Пластика апсид и барабана, профили закомар, цоколя и пилястр выполнены по аналогии с другими храмами XII века во Владимире. Фасады были опоясаны городчатым с поребриком поясом, который подняли несколько выше, чем обычно. В нижнем ярусе окна были устроены не только на западном фасаде, но и на двух других. В порталах использованы древние резные камни архивольта и капителей, и по их шаблону изготовлены новые. После перестройки собора в нём сохранялась рака святого Александра Невского. Вероятно, это был деревянный гроб, поставленный в правой части собора. В «Описи имуществу, принадлежащему Рождественскому монастырю и хранящемуся во дворе указанного монастыря»16 августа 1922 года значится «деревянное надгробие, стоящее на месте, где был похоронен Александр Невский (в виде ящика)» (современное местонахождение гробницы неизвестно). Во имя благоверного князя Александра Невского в 1879 году при соборе было учреждено просветительско-миссионерское братство.
История Богородице-Рождественского монастыря
в XX веке
Начало XX века для Богородице-Рождественской обители, как и для других монастырей и храмов Русской Православной Церкви, было весьма трагичным. В июле 1918 года здания Богородице-Рождественского монастыря частично заняли войска внутренней охраны ГубЧК, а в августе Владимирский архиерей вместе со служащими архиерейского дома был выселен в странноприимный дом при Успенском соборе. В октябре 1918 года власти закрыли крестовую церковь и разместили в ней танцевальный зал.
20 июля 1920 года между группой верующих во главе с наместником Богородице-Рождественского монастыря архимандритом священноисповедником Афанасием (Сахаровым) и органами местной власти было подписано соглашение о передаче общине безвозмездно в пользование Рождество-Богородицкого собора, Всехсвятской церкви, колокольни и двух часовен (близ святых ворот монастыря и на Борисоглебской улице Владимира). Однако, 15 июля 1920 года губернский исполком постановил передать все здания монастыря в ведение Военизированной охраны Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (сокращ. ВОХР ГубЧК), в августе того же года постановление было исполнено.
В 1922 году весь монастырь был занят Объединенным государственным политическим управлением при Совете Народных Комиссаров СССР (далее сокращ. ОГПУ). В 1924 году губернский отдел народного образования предлагал снести Рождество-Богородицкий собор, кирпич использовать для постройки школы в селе Спасском Владимирского уезда. Вызванный исполкомом архитектор П. Д. Барановский не допустил сноса храма, северные ограды и башни. Учёный оценивал перестройку собора в XIX веке как «одну из первых научных реставраций памятников архитектуры в России».
Собор и колокольня были разобраны по инициативе начальника Владимирского губотдела ОГПУ, в июне — июле 1930 года, несмотря на протесты специалиста Главнауки Н. Левинсона. В 30-70-х годах территория и все здания монастыря принадлежали ОГПУ, НКВД (Народному комиссариату внутренних дел СССР – центральному органу государственного управления СССР по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка, в 1934—1943 годах) и КГБ (Комитету государственной безопасности СССР). Лишь в бывшей крестовой церкви в 1967-1984 годах размещались на нижнем этаже библиотека Владимирского музея и городской шахматный клуб, на верхнем этаже — спортивный зал.
Возрождение Богородице-Рождественского монастыря было положено в 1991 году с празднования 800-летия обители. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы, 21 сентября 1991 года, был совершён крестный ход из Успенского собора в обитель, который возглавил епископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов). На месте уничтоженного собора Его Преосвященство освятил памятный крест. С 21 сентября следующего года в обители возобновилось богослужение. Первым наместником возрождающегося монастыря был избран архимандрит Иустиниан (Саган).
В 1993 году, после передачи Церкви всего комплекса Богородице-Рождественского монастыря, епископ Евлогий распорядился «сосредоточить при монастыре епархиальное управление с архиерейским домом, учебную деятельность и общественно-церковную жизнь».
30 октября 1993 года, в день памяти жертв политических репрессий, в саду Богородице-Рождественского монастыря установлен памятный поминальный белокаменный крест, а на монастырской стене размещена мемориальная доска в память о расстрелянных на территории обители в 30-40-х годах XX века. В этом же году обители был возвращён собор в честь Рождества Христова.
С октября 1992 года, до восстановления и освящения в 1994 году храма Рождества Христова, богослужения в монастыре совершались на переносном престоле. В сентябре 1995 года во время своего Первосвятительского визита во Владимирскую епархию Богородице-Рождественскую обитель посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его Святейшество освятил в монастыре закладной камень собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Восстановлению храма предшествовали археологические раскопки, проведённые в 1995-1999 годах, во время которых было найдено большое количество деталей собора XII века, а также полностью раскрыт и обмерен фундамент. С 1999 года начались работы по воссозданию собора, являющегося храмом-памятником. Архитектурно-строительные работы велись епархиальным управлением совместно с администрацией Владимирской области.
В 2003 году при входе в Христорождественский храм была устроена Иверская часовня, как место молитвенного поклонения Владимирским святым и иконе Божией Матери «Иверская», в честь пребывания в 1812 году её чтимого Московского списка в монастыре. Список иконы, написанный в иконописной мастерской монастыря в 2003 году, разместили в западной части притвора-часовни. На её стенах иконописцами выполнена композиция «Древо Владимирских святых», состоящая из фресковых икон Святых земли Владимирской. Иверская часовня была построена для совершения водосвятных молебнов, в том числе и великого освящения воды на праздник Крещения Господня, и для молебнов с крестными ходами, а также для чтения Псалтыри с поминовением о здравии и о упокоении.
К 2004 году в келейных корпусах Богородице-Рождественского монастыря располагались епархиальное управление, Владимирская Свято-Феофановская духовная семинария.
В Рождественский сочельник 2004 года архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием освящён главный престол собора в честь Рождества Христова. Позже состоялось освящение второго предела Христорождественского храма во имя Иверской иконы Божией Матери.
В 2004 году была устроена Никольская часовня, в которой еженедельно по четвергам совершался молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу и малым освящением воды.
На месте разрушенной в 1930 году шатровой колокольни постройки 1654 года в 2005 году возведён храм с колокольней в честь святого благоверного князя Александра Невского. При храме оборудована костница для останков, найденных во время археологических работ на территории монастыря, в числе коих, возможно, были и останки (мощи) насельников обители.
История Богородице-Рождественской обители в XXI веке
В XXI веке наряду с воссозданием архитектурно-исторического облика монастыря в обители продолжалось устроение духовной жизни. 29 октября 2000 года крестным ходом из Князь-Владимирского кладбищенского храма в Богородице-Рождественский монастырь были перенесены мощи священноисповедника Афанасия (Сахарова). В монастырь в разное время также были переданы частицы мощей святого благоверного князя Александра Невского, преподобного Алексия (Соловьёва) и протоиерея священноисповедника Петра Чельцова. Совместно с Владимирским областным фондом культуры, Владимирским отделением Русского Географического общества в обители начали реализовываться различные духовно-просветительские программы и проекты.
В 1997 году в монастыре возобновилась издательская деятельность, а в 2000 году вышел в свет Патерик с жизнеописаниями святых, связанных с историей обители.
С 17 июля 2001 года наместником обители был назначен архимандрит Нил (Сычёв).
К 2004 году на месте разрушенного в 1930 году древнего собора Рождества Богородицы постройки XII века был воссоздан Христо-Рождественский собор. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы, 21 августа 2004 года, его освящение совершили митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) и архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов).
К началу 2005 года в Богородице-Рождественском монастыре проживало около 15 насельников.
1 января 2011 года архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием было совершено освящение храма в честь Рождества Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна.
2 мая 2012 года, в день 60-летия преставления блаженной Матроны, за Божественной литургией в Покровском монастыре города Москвы Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл возглавил хиротонию наместника Богородице-Рождественского монастыря архимандрита Нила (Сычева) во епископа Муромского и Вязниковского.
С 25 июля 2014 года решением Священного Синода наместником Богородице-Рождественского мужского монастыря города Владимира назначен игумен Кирилл (Сурков).