Богоявление

Крещение Господне — это двунадесятый праздник, который также называют Богоявлением. И это название более точно выражает суть этого праздника, ведь при Крещении Господа нашего Иисуса Христа явилась миру Пресвятая Троица. Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился в священной реке Иордане от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Явление Троичного Бога было необходимо и при воссоздании человека, ведь только человек является «земным служителем» Пресвятой Троицы, и лишь он сотворен по образу и по подобию Троичного Бога. По слову святителя Григория Паламы, животные не имеют разума и слова, но лишь жизненосный дух. Это означает, что со смертью животных их дух исчезает, так как он не имеет сущности, а лишь энергию. Ангелы и Архангелы обладают разумом и словом, но не имеют животворящего тело духа, поскольку они сверхчувственны. А человек, обладая и разумом, и словом, и животворящим тело духом, является единственным существом, сотворенным «по образу» Триипостасного Божества. По этой же причине Сын и Слово Божие ради спасения и преображения мира стал именно человеком, а не Ангелом. Человек охватывает собой все творение для того, чтобы через обόженного человека произошло преображение и изменение всего создания.

         К IV веку в древней Церкви определились три главнейших праздника: Пасха, Пятидесятница и Богоявление. Изначально праздник Богоявления был посвящён воспоминанию трёх евангельских событий: рождества Христа, поклонения волхвов, а также крещения Иисуса в Иордане в начале Его служения. Датой празднования почти повсеместно было 6 января. С течением времени праздник Богоявления все более соотносился по смыслу с Крещением и его связь с рождественскими событиями ослабевала. В IV—V веках в Церкви распространилась практика отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря, а Богоявление 6 января стали праздновать как воспоминание прихода трёх волхвов и Крещения Господня. 

         Свт. Иоанн Златоуст проводит разграничение между крещением иудейским и христианским. Иудейское крещение очищало человека от телесной грязи, а не от духовных прегрешений. Христианское же крещение несравненно выше, ибо очищает душу человека и преподает Святого Духа. Троекратное погружение каждого верующего во Христа в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды — приобщение тридневному Его Воскресению. Церковь, показывая необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю греховного естества, ведь спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа, и потому необходимо достойно хранить благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте драгоценной одежды, необходимой для спасения. Крещение считается вводным таинством, поскольку через него мы входим в лоно Церкви. Как для Христа началом мироспасительного подвига было крещение, а затем последовали страсти, распятие, воскресение, вознесение, так и для христианина духовная жизнь начинается с крещения. Христос крестился, чтобы соблюсти закон и преподать Свою благодать воде, всему созданию и человеку, даруя каждому человеку возможность стяжать благодать усыновления Самим Господом. Явление Бога есть богопознание, путеводящее род человеческий ко спасению.

         Воспоминание иорданского события Церковь ежегодно обновляет чином великого освящения воды. Благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения оглашенных, которое в древности совершалось в навечерие Богоявления. В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя.

         Данный чин получил свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV–V веках практиковался лишь в ней одной: по обычаю, все выходили на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. в Русской Православной Церкви водоосвящение в навечерие совершается в храмах, а на праздник оно обычно происходит на реках, источниках и в колодцах – в так называемых иорданях, ибо Христос крестился вне храма. Московский Собор 1667 года узаконил совершение двукратного водоосвящения – в навечерие и в праздник Богоявления. Последование великого освящения воды как в навечерие, так и в самый праздник, естественно, одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паремии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектении и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *