Наставления святителя Феофана Затворника о должном пребывании христианина пред Лицом Господа

29/16 июня 2019 года Церковь празднует память святителя Феофана, Затворника Вышенского. С 22 июля 1863 года по 17 июня 1866 года святитель пребывал на Владимирской кафедре. Местом жительства епископа Феофана во Владимире был Богородице-Рождественский монастырь, в котором начиная с 1798 года на основании Указа Священного Синода проживали владимирские архипастыри. Стараниями святителя Феофана был значительно перестроен Христорождественский собор обители, а 2 февраля 1866 года Преосвященнейший Феофан совершил его освящение. Новый золоченый резной иконостас выполнен по рисункам епархиального архитектора Н. А. Артлебена, иконы написаны московским художником Степановым. Большое внимание святитель Феофан уделял формированию книжного фонда епархиальной библиотеки, при нём были учреждены Владимирские епархиальные ведомости, значительно возросло строительство, ремонт и благоукрашение храмов епархии. Особое попечение епископ Феофан уделял обустройству церковно-приходских школ и духовных учебных заведений епархии, женскому епархиальному училищу. По его благословению было создано Богоявленское церковное православное братство с целью защиты православной веры и духовного просвещения населения. Сам святитель являлся ревностным защитником веры, много проповедовал. За трехлетний период пребывания на Владимирской кафедре он произнес 138 проповедей — гораздо больше, нежели в Тамбовской епархии, предыдущем месте служения Преосвященного Феофана. В честь праздника — дня памяти святителя Феофана мы предлагаем вниманию читателей извлечения из его творений об одной из важнейших сторон духовной жизни — должном пребывании перед Лицом Божиим.

Анотация: На основе трудов святителя Феофана Затворника в статье рассмотрен один из важнейших вопросов духовной жизни христианина – должное пребывание пред Лицом Божиим. В работе приведены некоторые случаи из духовной жизни, приводящие к ослаблению и к полной потере внимания перед Господом; выявлена закономерность влияния качества духовной жизни на устроение всех дел, и, в частности, на посещение храма; показаны пути достижения внешней и внутренней соразмерности во всём строе духовной жизни христианина.

Ключевые слова: Святитель Феофан Затворник, соразмерность внутреннего и внешнего, Евангелие, догматы, заповеди, запрещения Божии, устав Церкви.

Значительное место в духовных сочинениях святителя Феофана Затворника занимают наставления к пастве или отдельным корреспондентам о должном пребывании христианина пред лицом Господа и средствах достижения этого состояния. Такое внимание святителя к этому вопросу вызвано тем, что без научения жизни во Христе и со Христом невозможно спастись. Постичь эту науку с хода и без старания нельзя. В первую очередь необходимо проявлять внимание к своей внутренней и внешней жизни, во вторую – изучать и использовать опыт святых отцов, которым руководствуется Церковь. В их трудах, и, в частности, в сочинениях святителя Феофана Затворника, даны предостережения от возможных опасностей, которые могут встретиться вступившему на путь спасения, а также приведены средства и методы их преодоления. Рассмотрим некоторые случаи из духовной жизни, приводящие к ослаблению, а то и к полной потере внимания перед Господом.

Один из них – это чрезмерная многозаботливость. Увлечённый житейской суетой христианин незаметно для самого себя утрачивает образ Спасителя в своём сердце и уклоняется на неправые стези. Другой случай, это когда духовная жизнь ведётся периодически. Мощные её всплески, обычно приходящиеся на постовое время, сменяются затишьем, а то и полным замиранием, особенно в летние месяцы. В результате, всё накопленное трудом богатство исчезает как вода сквозь решето. Сам же христианин становится похожим на белку в колесе.

Нередки случаи, когда христианин идёт с благоговейным настроением в храм помолиться, и даже какое-то время пребывает в таком настроении, а затем мысли его разбегаются в разные стороны, и он уже не в силах их удержать, устремляется вслед за ними. Незаметно для себя молящийся оказывается будто бы на шумном торгу. Все усилия его вернуться с этого торжища и настроиться опять на молитвы, остаются тщетными. «Течение духовного строя, – читаем мы объяснение этому состоянию в размышлениях святителя Феофана, – берёт своё» [1].

Отвечая, отчего так бывает, святитель заключает, что пребывание в храме подобно зеркалу отражает всю жизнь молящегося. «Как живут, – поясняет он, – так и в храме себя держат» [2].

Предостерегая христианина от покривления духовного пути, святитель Феофан выводит следующую закономерность. Качество духовной жизни влияет на все устроение дел человека, и, в частности, на посещение храма. Более того, пребывание в храме определяет и всё дальнейшее в быту его поведение. Научившись достодолжному пребыванию в храме, христианину и вне храма будет легче удерживать внимание перед Господом.

Как научиться достойному пребыванию в храме? Самый первый совет, который даёт святитель Феофан своим наставляемым, это чаще ходить в храм. Молясь, внимательно следить за своими мыслями, если ушли, не смущаясь возвратить, и делать так, постоянно, пока ум не приучиться внимать словам молитвы. Второй совет – прейдя в храм, очистить себя искренним покаянием в Таинстве исповеди, дать обет исправления и выйдя из храма держать его, исполняя своё слово.

Для того, чтобы легче было выполнить данное Господу обещание перед крестом и Евангелием, святитель Феофан советует «подготавливаться жизнию обычной», ходя, сколько возможно в день в молитвенном настроении. Поступая так, человек будет возрастать от силы в силу, и молитва станет его обычным состоянием. «Этот труд доведёт тебя до того, что и в храме всё время простоишь благоговейно, – пишет святитель Феофан. – Это же благоговенство воодушевит тебя на благоговенство и в обычной жизни» [3]. Следствием такого труда станет соразмерение внешнего с внутренним. При равновесии этих сторон, молящийся не только телом будет пребывать в храме, но и умом, и сердцем стоять пред Богом [4].

Соизмерение внешнего и внутреннего, то есть самих дел и настроения ума и сердца при их совершении, важно достигать во всём строе своей повседневной жизни. Достижение гармонии между внешним поведением и внутренним состоянием христианина святитель Феофан сравнивает с образом древа благосеннолиственного, полного жизненных соков и обильных плодов [5]. Листья без плода бывают в том случае, когда держатся одного внешнего, а о внутреннем забывают. Тогда сердце занимают пришлые страсти: «презрение, лицемерие и лицедейство» [6]. Внутреннее без внешнего святитель Феофан сравнивает с силой паров, «ничем неограничиваемых и потому рассевающихся в воздухе» [7].

Определяющим для внутреннего состояния христианина святитель Феофан считает покорность: «ума – определениям догматов; воли – заповедям Евангелия; сердца – отрешённым надеждам и чаяниям благ в будущем» [8]. Для внешнего достаточно всего лишь одного – изучать, знать и выполнять устав Церкви. В подтверждении мысли, что устав от Бога исходит, и кто не покоряется ему, тот оказывает противление Самому Богу, святитель приводит пример апостолов и их последователей. «Святые апостолы, мученики и все святые, пожившие по чину Церкви и живот свой в нем положившие, суть свидетели того, что в нём нет ничего произвольного и суемудренного, а все с мудрою соразмерностию и сознанием нужды учреждено и возложено на всех как долг. Опыты всех не суть ли указания неотложности закона?», – вопрошает святитель Феофан [9]. Подвизающимся в трудах по стяжанию соразмерности внутреннего и внешнего святитель Феофан советует опираться не только на свое прилежание в их достижении, но всецело предавать себя в руки Божии, уповая на Его всеустрояющее благопопечение [10].Устроив, таким образом, свою жизнь христианин будет и душой, и телом прославлять Господа.

Постижению заповедей Божиих, по мысли святителя Феофана Затворника, лучше всего способствует изучение слова Божиего. Для этого святитель Феофан советует своей корреспондентке, а соответственно и всем желающим научиться духовной жизни, завести тетрадь и записывать в неё мысли, приходящие при чтении Евангелия и святоотеческих трудов. Записи лучше располагать «в таком порядке: Господь говорит в Евангелие то и, то; из этого видно, что нам надобно поступать так и так; для меня это исполнимо в таких и таких случаях; буду так делать, помоги Господи!» [11]. Подчёркивая пользу от такого небольшого труда, святитель замечает, что «мысль будет изостряться и окрыляться. Дух, движущийся в Писании, будет переходить в Ваше сердце и оживлять его» [12].

Изучая слово Божие, христианин постигает Христово учение, усваивая святые правила незаметно для себя, и научается, как поступать по заповедям Господним в том или ином житейском деле. Евангелие укрощает страсти и истончает их. «Какая бы не волновала тебя страсть, начни читать слово Божие, – советует святитель Феофан, – страсть будет становиться всё тише и тише, а, наконец, и совсем угомонится» [13].

Святитель Феофан сравнивает слово Божие со столпом облачным, руководившим израильтянами в пустыне [14]. Освободиться из греховного плена христианину возможно только в случае постоянного руководства Евангелием. Для его чтения, по мысли святителя Феофана, необходимы:

  • внимание;
  • рассуждение;
  • сочувствие;
  • приложение к своей жизни;
  • исполнение.

Прежде исполнения необходимо различать и выделять при чтении слова Божиего то, что касается:

  • мыслей – это исполнять в мыслях;
  • чувств – прикладывать к чувствам и расположениям;
  • дел – руководствоваться в делах.

Поступая так, «внимающий слову Божиему, – пишет святитель Феофан Затворник, – собирает светлые понятия обо всём, что в нём и что около, и что выше его»[15]. Поступая так, христианин освобождается от тьмы внутреннего ока (Мф. 6:22–23.), которым по мысли святых отцов является ум. Тогда настроения и дела человека получают благое светлое наполнение.

Рассмотрев вопрос на основе трудов святителя Феофана Затворника о том, что необходимо христианину предпринимать для должного пребывания пред лицом Господа в течение всей своей жизни, мы пришли к следующим выводам. Сколько возможно в день нужно ходить в молитвенном настроении или пребывать в богомыслии. Чаще посещать храм. За богослужением внимательно наблюдать за своим внутренним состоянием: мечтания отгонять, мысли о житейских заботах не принимать, изо всех сил поддерживать в себе молитвенное настроение. Стремиться к соизмерению внешнего и внутреннего: жить по уставу Церкви, быть послушным догматам, заповедям и запрещениям Божиим. Во всех жизненных случаях и затруднениях руководствоваться Священным Писанием и Священным Преданием Церкви, исполняя то, что касается мыслительной части души в мыслях, чувственной – в чувствах и расположениях, деятельной части – в делах. Поступая, таким образом, желающему научиться духовной жизни, со временем будет возможным обрести живое богообщение и постоянное пребывание перед Лицем Божиим.

Елена Сергеева, редактор сайта Тамбовской духовной семинарии.


Ссылки:

[1] Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия епископа Феофана. Издание третье Афонского Русского Пантелеимонова монастыря М., 1897. С. 229.

[2] Там же. С. 229.

[3] Там же. С. 229.

[4] Феофан Затворник, святитель. О Православии с предостережениями от погрешений против него. М., 2016. С. 160.

[5] Там же. С. 159.

[6]. Там же. С. 160.

[7] Там же. С. 159

[8] Там же. С. 161.

[9] Там же. С. 163.

[10] Там же. С. 164.

[11] Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 2014. С. 121.

[12] Там же. С. 121.

[13] Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия епископа Феофана. Издание третье Афонского Русского Пантелеимонова монастыря М., 1897. С. 389.

[14] Там же. С. 389.

[15] Там же. С. 388-389.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *