Посвящённые Богу и отделённые для особой цели служения

Первую и вторую недели по Пятидесятнице Церковь посвящает памяти святых. В Неделю 1-ю по Пятидесятнице вспоминаются все святые, в Неделю 2-ю — святые в земле Российской просиявшие. Неслучайно, что эти праздники установлены сразу после Пятидесятницы — сошествия Святаго Духа в Сионской горнице на учеников Господа. Это объясняется тем, что до этого дня ни на апостолах, ни на других учениках Господа не было Святаго Духа, потому что Христос ещё не был прославлен. Вот как об этом говорится в Святом Евангелии:

«…если Я не пойду, — говорит в прощальной беседе с учениками Господь, — Утешитель не приидет к вам, а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:4).

То есть, для того чтобы на землю снизошёл Святой Дух, Сыну Человеческому необходимо исполнить условие: взойти на небо к Отцу через крестные муки за весь мир. Однажды сораспяться, как говорит апостол, принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих (Евр.9:27–28). Здесь важно заметить о том, что Христос умер за всех людей, а грехи вознёс только многих, но не всех, ибо некоторые сами этого не захотели, не поверив ему. Этот духовный закон продолжает действовать и до сего дня. Для прощения грехов необходимы вера в Спасителя, крещение и исповедание Христа. Поэтому и не все спасаются, хотя смерть Христова имеет силу спасти всех людей. Те, которые обращаются ко Христу не только получают оставление грехов, но и дальше уже путеводительствуются Духом истины.

«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, — поясняет Спаситель Своим ученикам действие Святаго Духа, — научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14:26).

Святый Дух не только научает христианина жить по-христиански, но и побуждает свидетельствовать о Христе, о Его учении, совершённых Им чудесах, приводя своим примером и свидетельством к вере других людей [1].

«Когда же приидет Утешитель, — говорит Иисус Христос Своим ученикам, — Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне, а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Ин.15:26-27).

После своего Воскресения из мертвых, возносясь на небо, к Отцу, Христос просил Своих учеников не отлучаться из Иерусалима, пока не облекутся в силу свыше:

«И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян. 1:4-5).

Ученики исполнили слово Христа и пребывали до Пятидесятницы все вместе в Сионской горнице: «сии вси бяху терпяще единодушно в молитве и молении, с женами, и Мариею, Материю Иисусовою и с братиею Его» (Деян. 1: 13-14). По словам святителя Филарета Московского, Сионская или по-другому Апостольская горница стала прообразом христианского храма, её первоначальным образцом.
«И взаимно святой Христианский храм, — поясняет святитель Филарет, — есть повторенная, возобновленная, размноженная Апостольская горница сошествия Святого Духа « [2].

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1-4).

Не книжные рыбари сделались мудрее самых мудрых старцев и стали проповедовать учение Христово во всех уголках земли, исцелять недужных, просвещать язычников, пророчествовать, наставлять устно и письменно Церкви, посвящать самых лучших их членов в пресвитеров и епископов. В Ветхозаветной церкви тоже были люди святой благочестивой жизни. Через них Господь обращался ко всему народу. Они провозвещали будущее, предсказывали приход Мессии, обличали царей и правителей, творили чудеса, даже воскрешали мёртвых. Так из Священного Писания нам известны имена святых пророков: царя Давида, царя Соломона, Исайи, Даниила, Илии, Елесея, Аароне — первом первосвященнике Израильском, Агее, Амосе, Анании и других.

Кроме пророков в Библии говорится о святых праотцах допотопных (о святых Адаме, Нойе, Еносе) и праотцах Ветхозаветных (об Аврааме, Иакове, Иосифе, Вениамине и других), а также о праматерях — жен праотцов (Еве, Сарре, Рахиле и других). К святым и праведным мужам и женам Ветхого завета принадлежат родители Пресвятой Богородицы святые Иаким и Анна, родители пророка Иоанна Крестителя — святые Захария и Елизавета, Авигея — жена царя Давида, святой Иосиф Обручник, святые Анна Пророчица и Симеон Богоприимец, святой Иов Многострадальный, святая Асенефа — жена Иосифа Прекрасного и многие другие. К концу ветхозаветного времени Писание свидетельствует о мученическом подвиге Соломонии Маккавей и семи мучениках Маккавейских, трех отроках
Вавилонских — мучениках Анании, Азарии и Мисаиле [3].

Ветхозаветные святые имеют некоторое отличие от новозаветных святых, к которым относятся и все святые в земле Российской просиявшие. Так, для обозначения святости в Ветхом Завете употребляется слово «qadosh», что означает посвящённый Богу, священный, освящённый. В Новом Завете это понятие выражается уже другим словом — «hagios», которое с греческого переводится как «посвящённый Богу», «отделённый для особой цели (служения)» [4].  То есть понятие святости в Новом Завете не противоречит значению в Ветхом Завете, а более конкретизируется: это уже не просто человек, посвящённый Богу, а избранный им для особого служения.

«Не вы Меня избрали, — говорит Христос в Евангелии, — а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга (Ион. 15:16-17).

В Новом Завете все христиане называются апостолом святыми — призванными Господом из тьмы, помилованными и освящённые Божественным светом для исповедания Христа и свидетельства о Его совершенстве.

«Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1 Петра 2:9-10). 

Важно также отметить, что слово святой в Новом Завете употребляется во множественном числе (в 67 случаях, например: Деян. 9:10-14, 9:32, 26:9-11 и др.) и только один раз (Филлп. 4:21) в единственном, но в значении множественного. Множественное число указывает не на одно определённое лицо, а на целое собрание людей — общность святых. Такой является — Церковь. Поэтому каждый её член призван стремиться к приобретению святости. Для этого необходимо осознать свои грехи, принести искреннее покаяние, отдалиться от всего греховного, принять Христа в своё сердце, соединившись с народом святым, взятым себе в удел Самим Христом. Возможно ли это для любого христианина? С уверенностью, можно сказать, что да, возможно. Ибо, по по словам святителя Иоанна Златоуста, святые или сохранили праведность изначально или приобрели её покаянием [5].

В заключение хотим обратить наше внимание на то, что Церковь празднует и прославляет в 1-ю и 2-ю Недели по Пятидесятнице не только имена канонизированных святых, но и тех, кого ещё не прославили, и тех, подвиги которых протекали неявно, а скрыто от других. Сколько подвижников подвизались в пустынях, пещерах, горах и лесах! Сколько мучеников положили свои жизни за веру во Христа! Сколько исполнили заповедь Господню и предали живот свой за други своя на полях сражений! Полностью их имена мы никогда уже не узнаем, но все они прославлены у Бога и продолжают молиться за нас, живущих на земле. Поэтому, памятуя об этом, Церковь воспевает их подвиги и величает всех святых словами песнопений:

«Апо́столи му́ченицы и проро́цы, святи́телие, преподо́бнии и пра́веднии, до́бре по́двиг соверши́вшии и ве́ру соблю́дшии, дерзнове́ние иму́ще ко Спа́су, о нас Того́, я́ко бла́га, моли́те, мо́лимся, спасти́ся душа́м на́шим» (Тропарь, глас 2).


«Днесь лик святы́х, в земли́ на́шей Бо́гу угоди́вших, предстои́т в Це́ркви / и неви́димо за ны мо́лится Бо́гу. / А́нгели с ним славосло́вят, / и вси святи́и Це́ркве Христо́вы ему́ спра́зднуют, / о нас бо мо́лят вси ку́пно // Преве́чнаго Бо́га» (Кондак, глас 3).

Ссылки:

[1] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1906. Том 12, Книга 1, Толкование на послание к евреям, с. 5-275.

[2] Имена Библейские. [Электронный ресурс] // Азбука. ру / URL: https://azbyka.ru/shemy/imena-biblejskie.shtml [дата обращения: 30.06.2019] [3] Так говорит Библия. [Электронный ресурс] // Успенский приход/ URL: http://uspenie-kamishin.prihod.ru/tak_govorit_biblija/view/id/1155944 [дата обращения: 30.06.2019]

[4] Евфимий Зигабен. Толкование на Ин. 15:27. [Электронный ресурс] // Оптина пустынь/ URL: http://bible.optina.ru/new:in:15:27

[5] Святитель Филарет, Московский. Слова и речи. Т. IV, стр. 163.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *