Заястребье

Село Заястребье словно затеряно где-то в Судогодской глубинке. Неко-гда оно было большим и процветающим: засеивались поля, люди держали ско-тину, здесь игралось можество свадеб. Село прирастало деревнями. У Свято-Троицкого храма был большой приход. И неслучайно. Свою историю Заястре-бье ведёт с XVI века. В документах начала века XVIII-го значится: церквей здесь было целых две. Одна сгорела, другую из-за ветхости разобрали. Теперешний замечательный храм стоит с 1840 г. Судьбу храма села Заястребье можно отчасти назвать счастливой. В годы репрессий и гонений на церковь он не был превращён в склад, клуб или баню. Правда, замок на церковных дверях всё же появился — перед самой войной. Пу-стым храм простоял несколько лет и был вновь открыт уже в середине 40-х. Село Заястребье, расположенное на р. Ястреб, в старину называлось Кру-тец. Оно находится в 53 км. от Владимира и в 12 от Судогды. В 4 км от села Заястребья, вверх по течению реки Ястреб, на высоком, ле-систом левом берегу можно видеть следы когда-то существовавшего здесь по-селения. Старожилы села это место называли «Пустынькой». Точно известно, что уже в XVI веке, а возможно и ранее, здесь жили монахи-отшельники. Во второй половине XVI века на реке Ястреб – правом притоке реки Судогды, в окрестностях с. Заястребье поселились монахи Прохор (+ 1592) и Вассиан Яст-ребские, основав пустынь, получившую название Прохорова Пустынь, в память одного из монахов Монахи сами обеспечивали себя хлебом насущным – трудились на огоро-дах, сеяли рожь. Окружавшие леса с грибами и ягодами, богатые рыбой озера и реки Мещеры давали им дополнительное пропитание. Бобровый жир использо-вался для освещения монашеских келий. Занятие бортничеством помогало до-бывать не только мед диких пчел, но и воск, из которого делались свечи. Впо-следствии в этих местах был монастырь. День памяти этих святых отшельников приходится на день обретения иконы Казанской Божией Матери, т.е. на 21 июля и 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых. Окружающие земли в 1582 году были куплены боярином Дмитрием Ива-новичем Годуновым и пожертовованы Костромскому Троицому Ипатьевскому монастырю. Вскоре здесь была построена деревянная церковь Живоначальной Троицы и монастыирские келии. В писцовых книгах 1627 г. по Муромскому уезду об этой пустыни сооб-щается следующее: «пустынь Прохорова первая на речке Ястребе, а въ ней цер-ковь Воздвижения Животворящаго креста Господня – ветха, другая церковь Алексея Митрополита – обе стоятъ безъ пения; на церковной земле 3 двора, пашни по 20 четв. въ поле, сена 30 копенъ, лесу 20 десят.» Первая Прохорова пустынь, расположенная на реке Ястреб, опустела в 1627 г. Храмы стояли без богослужения. Куда ушли монахи из этих мест, точно неизвестно. По преданию в Спасо-Преображенский монастырь г. Мурома. Село Заястребье с приходскими деревнями принадлежало Костромскому монастырю до 1764 года, до известного указа императрицы Екатерины II. В делах патриаршего казенного приказа имеется следующее подробное описание Заястребской церкви от 1702 г. «В селе Заястребь церковь во имя св. Живоначальныя Троицы древяна об одной главе, глава обита чешуею деревян-ною, крест опаян белым немецким железом, церковь и алтарь и трапеза и с дву сторон паперти – все крыто тесом. Два рундука входных, над ними шатрики крыты тесом. В церкви двери царския, сень и столбцы писаны на красках. По правую сторону царских дверей образ местный Живоначальныя Троицы писан золотом и краски; у Троицы два венца и 2 цата серебряные басемные позолоче-ны, третий венец и цата медной басемной, убрус полотняной браной, в привесе 2 копейки золоченых и 5 серебряных. На южных дверях архидиакон Стефан пи-сан золотом и краски. Местный образ Спаса, седящаго на престоле, венец и цата серебряны басемны позолочены, в подножия Иоанн Златоуст, да преподобные Зосима и Савватий, на них венцы серебряны басемны позолочены, убрус полот-няной браной. Местной образ Живоначальныя Троицы в киоте, образ и киота писаны краски, 3 венца да 2 цаты серебряные басемны позолочены. Образ мест-ный Пресв. Богородицы казанские, писан золотом и краски, на нем два убруса полотняных. По левую сторону царских врат образ Пресв. Богородицы Влади-мирския в киоте, киота обложена флямом, на киоте коруна резная сквозная, киот и коруна высеребряна и позолочена, у Богородицы и Предвечнаго Младенца венец и цата медные позолочены. На северных дверях благоразумный разбойник писан краски. Местный образ Николая Чудотворца с житием, у Николая Чудо-творца венец серебряной басемной, убсус полотняной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *