Заястребье

Село Заястребье словно затеряно где-то в Судогодской глубинке. Некогда оно было большим и процветающим: засеивались поля, люди держали скотину, здесь игралось можество свадеб. Село прирастало деревнями. У Свято-Троицкого храма был большой приход. И неслучайно. Свою историю Заястребье ведёт с XVI века. В документах начала века XVIII-го значится: церквей здесь было целых две. Одна сгорела, другую из-за ветхости разобрали. Теперешний замечательный храм стоит с 1840 г. Судьбу храма села Заястребье можно отчасти назвать счастливой. В годы репрессий и гонений на церковь он не был превращён в склад, клуб или баню. Правда, замок на церковных дверях всё же появился — перед самой войной. Пустым храм простоял несколько лет и был вновь открыт уже в середине 40-х. Село Заястребье, расположенное на р. Ястреб, в старину называлось Кру-тец. Оно находится в 53 км. от Владимира и в 12 от Судогды. В 4 км от села Заястребья, вверх по течению реки Ястреб, на высоком, лесистом левом берегу можно видеть следы когда-то существовавшего здесь по-селения. Старожилы села это место называли «Пустынькой». Точно известно, что уже в XVI веке, а возможно и ранее, здесь жили монахи-отшельники. Во второй половине XVI века на реке Ястреб – правом притоке реки Судогды, в окрестностях с. Заястребье поселились монахи Прохор (+ 1592) и Вассиан Ястребские, основав пустынь, получившую название Прохорова Пустынь, в память одного из монахов Монахи сами обеспечивали себя хлебом насущным – трудились на огородах, сеяли рожь. Окружавшие леса с грибами и ягодами, богатые рыбой озера и реки Мещеры давали им дополнительное пропитание. Бобровый жир использовался для освещения монашеских келий. Занятие бортничеством помогало до-бывать не только мед диких пчел, но и воск, из которого делались свечи. Впоследствии в этих местах был монастырь. День памяти этих святых отшельников приходится на день обретения иконы Казанской Божией Матери, т.е. на 21 июля и 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых. Окружающие земли в 1582 году были куплены боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым и пожертовованы Костромскому Троицому Ипатьевскому монастырю. Вскоре здесь была построена деревянная церковь Живоначальной Троицы и монастыирские келии. В писцовых книгах 1627 г. по Муромскому уезду об этой пустыни сообщается следующее: «пустынь Прохорова первая на речке Ястребе, а въ ней церковь Воздвижения Животворящаго креста Господня – ветха, другая церковь Алексея Митрополита – обе стоятъ безъ пения; на церковной земле 3 двора, пашни по 20 четв. въ поле, сена 30 копенъ, лесу 20 десят.» Первая Прохорова пустынь, расположенная на реке Ястреб, опустела в 1627 г. Храмы стояли без богослужения. Куда ушли монахи из этих мест, точно неизвестно. По преданию в Спасо-Преображенский монастырь г. Мурома. Село Заястребье с приходскими деревнями принадлежало Костромскому монастырю до 1764 года, до известного указа императрицы Екатерины II. В делах патриаршего казенного приказа имеется следующее подробное описание Заястребской церкви от 1702 г. «В селе Заястребь церковь во имя св. Живоначальныя Троицы древяна об одной главе, глава обита чешуею деревянною, крест опаян белым немецким железом, церковь и алтарь и трапеза и с дву сторон паперти – все крыто тесом. Два рундука входных, над ними шатрики крыты тесом. В церкви двери царския, сень и столбцы писаны на красках. По правую сторону царских дверей образ местный Живоначальныя Троицы писан золотом и краски; у Троицы два венца и 2 цата серебряные басемные позолоче-ны, третий венец и цата медной басемной, убрус полотняной браной, в привесе 2 копейки золоченых и 5 серебряных. На южных дверях архидиакон Стефан пи-сан золотом и краски. Местный образ Спаса, седящаго на престоле, венец и цата серебряны басемны позолочены, в подножия Иоанн Златоуст, да преподобные Зосима и Савватий, на них венцы серебряны басемны позолочены, убрус полотняной браной. Местной образ Живоначальныя Троицы в киоте, образ и киота писаны краски, 3 венца да 2 цаты серебряные басемны позолочены. Образ местный Пресв. Богородицы казанские, писан золотом и краски, на нем два убруса полотняных. По левую сторону царских врат образ Пресвятой Богородицы Владимирския в киоте, киота обложена флямом, на киоте коруна резная сквозная, киот и коруна высеребряна и позолочена, у Богородицы и Предвечнаго Младенца венец и цата медные позолочены. На северных дверях благоразумный разбойник писан краски. Местный образ Николая Чудотворца с житием, у Николая Чудотворца венец серебряной басемной, убсус полотняной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *