«Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами»— эти слова архангела Гавриила стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения.
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля по новому стилю, отстоит ровно на 9 месяцев от даты празднования Рождества Христова, имеет один день предпразднства и один день попразднства, в который празднуется Собор архангела Гавриила. Предпразднство и попразднство отлагаются, если Благовещение случается на Страстной или Светлой седмице.
История этого праздника уходит глубоко в древность и даже дата 25 марта была выбрана не случайно. Одно из первых упоминаний об этом содержится в творениях Ипполита, папы Римского (III век), как день распятия Спасителя. Поэтому в основе александрийской и византийской календарных систем лежит отождествление даты Благовещения и Пасхи. Иоанн Златоуст в своих трудах называет Благовещение «первым праздником» и «корнем праздников», поэтому можно предположить, что празднование Благовещения Церковь уже совершала в это время (4 век). Существует также и связь с праздником Рождества Христова — между ними ровно 9 месяцев. В византийской традиции считается, что 25 марта — день сотворения мира. Благовещение было в 5499 году от сотворения мира, в субботу, в пятый час дня. Таким образом, Рождество Христово было в 5500 году от сотворения мира.
События, которые мы вспоминаем в день этого праздника относятся к Божией Матери и Ее роли в жизни человечества. Пресвятая Богородица была воспитана при храме, куда была приведена родителями в трехлетнем возрасте. По достижении 14 лет она не могла уже жить при храме, ей следовало выйти замуж, так как родители ее к тому времени скончались. Предание говорит, что первосвященник знал о данном Пресвятой Девой обете сохранить девство. Поэтому он решил обручить Ее благочестивому человеку, который будет Ее хранителем. Посохи 12 благочестивых старцев из рода Давида были оставлены на ночь в храме. Наутро первосвященник увидел, что расцвел жезл Иосифа, плотника из Назарета. Он был вдовцом, имел взрослых детей, четырех сыновей и двух дочерей. Повинуясь Божией воле, Иосиф стал Обручником Пресвятой Девы. Иосиф был беден, разумеется, не афишировал свое происхождение и вел жизнь простого ремесленника.
Можно представить чувства юной Девы, Которой, во время отсутствия Иосифа, вдруг зримо предстал небесный вестник, ангел Гавриил, обратившийся к Ней как к избранной Самим Богом. Испугавшись появления ангела Господня, Она сильно смутилась от его слов и стала раздумывать, что же значит такое приветствие. И сказал Ей ангел: «Не страшись, Мариам, ибо Ты обрела милость у Бога: и вот, Ты зачнешь и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. И будет Он велик, и назовут Его Сыном Всевышнего.» И сказала Мариам ангелу: «Как же будет это, если Я не знаю мужа?»
И ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святой сойдет на Тебя, и Сила Вышнего осенит Тебя, потому Дитя Твое будет свято и наречется: Сын Божий.»<…>
Тогда Мариам сказала: «Пред тобою раба Господня; да будет со Мною, как ты сказал.» И удалился от Нее ангел.
В это мгновение совершилось таинство, о котором трудно говорить. Человеку здесь доступно только благоговейное созерцание тайны: «удобее молчание» (приличествует молчание), как поется в одном из богородичных гимнов.
Все эти события, произошедшие за несколько минут, подготавливались всей историей ветхозаветного человечества, и в диалоге ангела и Девы Марии эта история обрела свой смысл и долгожданное завершение. Ветхий завет (что значит буквально «древний союз», «старый договор») Бога с человеком, имевший характер подготовительный и временный, отныне сменяется новым союзом со всем человечеством и на все времена.
Одними лишь своими силами человек не мог преодолеть глубочайшую пропасть, разверзшуюся между ним и Богом, ибо страшный удар, сотрясший его в незапамятные времена («грехопадение прародителей»), расколол его сверху донизу: от высшего сознания до телесной природы. Он перестал принадлежать Своему Создателю, а значит — и своему разумному «я». Потребовалась встреча и реальное соединение Божественной и человеческой природы через Боговоплощение. Только так могла быть возвращена в первозданное достоинство целостная природа человека. И в лице Марии человечество достигло высшей точки своего духовно-нравственного развития и очищения на путях восстановления Союза с Богом.
Незамеченным было явление Деве Марии вестника Небес, никто не слышал происшедшего между ними разговора. Ничуть не изменилась видимая жизнь ни в самом Назарете, ни тем более в горделивом Риме после исчезновения ангела. Но как удивились бы жители огромной многоязычной Империи, если бы узнали, что именно в этом неприметном событии нашла свое оправдание и завершение вся история человечества от Адама и что их потомки станут отсчитывать Новую эру от Дня Рождения мальчика, которого окружающие пренебрежительно называли «сыном плотника»! Значение этих событий столь велико, что и в наше время не каждый смог умом и сердцем его вместить.
«Сегодня — начало нашего спасения…», — поется за богослужением праздника Благовещения. Продолжением его станет жизнь Богочеловека Иисуса Христа – «Второго Адама», а завершением — Тайная вечеря, Голгофа, возглас «Совершилось!», нисхождение во Ад, Тридневное Воскресение, Вознесение и сидение «одесную Отца». Все эти события происходят одно за другим. Все, что может человек – это достойно прославлять своего Господа и Его Пречистую Матерь своим благочестием, участием в таинствах Церкви, праведной жизнью, служащей примером для окружающих.
Канон празднику был составлен в VIII веке. Его написали известные православные гимнографы преподобный Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский. Канон построен в виде диалога между Богородицей и Архангелом Гавриилом. В каноне говорится о Божественном снисхождении к людям воплощающегося Спасителя и указывается на необычайное величие Пресвятой Девы, принявшей в себя Бога. Православная церковь, считая Благовещение соименным Евангелию (по-гречески «благая весть»), размещает икону этого праздника на Царских вратах в окружении четырёх евангелистов. Таким образом, вся символика Царских врат получается связанной с благовествованием: «…через Благовещение Слово стало той плотью, которую мы можем вкусить в Причастии. А принять участие в этой Вечной Трапезе мы можем лишь потому, что позваны апостолами-благовестниками». Врата являются дополнительным символом Богородицы, соответствуя таинственному образу из ветхозаветного пророчества Иезекииля об обращённых на восток «заключенных» дверях, которыми входит Господь.