Вознесение является одним из важнейших моментов евангельской истории. Моментом, который знаменует собой завершение земного пребывания Господа Иисуса Христа среди людей и начало Его незримого участия в жизни человечества.
Вознесению Господню в Церкви посвящен отдельный праздник, который входит в число важнейших (двунадесятых) и отмечается на сороковой день после Пасхи.
О событиях, предшествовавших и сопутствующих Вознесению Христа, мы знаем из евангельских повествований. Довольно подробно оно описывается в Евангелии от Луки, а также в Деяниях святых апостолов. Кроме того, краткое изложение мы находим в заключительной части Евангелия от Марка.
Согласно Священному Писанию после Воскресения из мертвых Христос в течение сорока дней пребывал среди Своих учеников, не единожды являлся им зримо, наставляя на путь твердой веры и приготавливая к событиям Пятидесятницы (сошествию Духа Святого).
Во время последнего такого явления Учитель вывел апостолов за пределы Вифании, где они тогда находились, и на горе Елеон в последний раз беседовал с ними, благословляя на служение, после чего вознесся на Небо. Это невероятное событие сопровождалось появлением двух мужей в светлых одеждах (ангелов), которые возвестили апостолам о Втором пришествии Христа. Через несколько дней в Иерусалиме ученики сподобились видеть сошествие Духа Святого и приняли Его дары. Таким образом, Вознесение стало не только завершением земного пути Христа, но и началом апостольского служения Его учеников.
Как пишут святые отцы, Вознесение стало одним из важнейших моментов в домостроительстве человеческого спасения. Во-первых, оставляя мир, Господь не оставил людей, а ниспослал им в утешение Святого Духа, которого мы принимаем в таинстве Евхаристии. Во-вторых, полное искупление человеческих грехов произошло, по толкованию апостолов, после того, как Распятый Христос воскрес и вознесся на Небеса. С этого момента природа человека освятилась и приобрела возможность участвовать в Божественной действительности. Приняв человеческую плоть, Христос победил смерть и проложил дорогу душам умерших к Царству Небесному.
Вознесение стало также обещанием Второго пришествия и общего воскресения из мертвых, когда души грешников и праведников предстанут перед Божиим судом.
Исторические источники свидетельствуют о том, что праздник Вознесения до IV века не отделялся от Пятидесятницы и отмечался с нею в один день. Однако после второго вселенского собора был установлен отдельный праздник для дня Пятидесятницы, и сделано это было для того, чтобы подчеркнуть роль Святого Духа как одной из трех Божественных ипостасей. Празднование же Вознесения было назначено в сороковой день, и уже в V веке блаженный Августин называет «четыредесятницу Вознесения» древнейшим и повсеместным праздником.