17/4 июля 2019 года Церковь прославляет Страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии (1918). Вспомним их подвиг, обратившись к одному из документальных источников.
«Отец просит передать всем тем, кто Ему остался предан и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за Него, так как Он всех простил и за всех молится, и, чтобы не мстили и за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но не зло победит зло, а только любовь!»
Эти слова принадлежат последнему Российскому Императору Николаю Второму. Они были переданы в письме Великой Княжной Ольгой Николаевной весной 1918 года, во время пересылки Царской Семьи в Екатеринбург. Этот текст принято считать духовным завещанием Царя-Страстотерпца.
Что завещает нам Царь-мученик? Простить, молиться, терпеть, любить. Надеяться и верить в то, что, в конце концов, победит любовь. Возможно, кому-то эти слова покажутся утопией или сказкой, в которой всегда, всё хорошо оканчивается, и все живут долго и счастливо, но самом деле они истинны, и Император, хорошо знавший Священное Писание, поверьте, ничего не сказал от себя.
Так в Евангелии мы читаем:
«Отче! прости им, ибо не знают, что делают», — молится Господь во время крестных мук (Лк. 23:34).
«…как Я возлюбил вас, — говорит Иисус Христос в Своей последней беседе с учениками, — так и вы да любите друг друга», — а дальше поясняет, для чего это необходимо: «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.15:34-35).
«Также услышите, — отвечает Господь на вопрос Своих учеников о признаках кончины мира и Его второго пришествия на землю, — о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это – начало болезней» (Мф.24:6-8).«Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; — предсказывает Христос будущие бедствия, чтобы избавить учеников от неожиданностей событий, — и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется»(Мф.24:9-13).
«…вот, приду собрать все народы и языки, — говорит Бог о втором пришествии Спасителя через пророка Исайю, — и они придут и увидят славу Мою» (Ис.66:18).
«…ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, — пишет святой евангелист, — так будет Сын Человеческий в день Свой. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим» (Лк.17:24-25).
«Се, грядет с облаками, — говорит о втором пришествии Христа и Страшном суде в Апокалипсисе святой Иоанн Богослов, — и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь» (Откр.1:7).
«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, — пророчествует пророк Исайя о том, что будет после Страшного суда, — и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис. 11:6-9)».
«После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, — пишет о Святой Небесной Церкви в Апокалипсисе святой Иоанн Богослов, — из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь».
«Это те, — поясняет апостол Иоанн, — которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них, Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7: 9–17).
«И вознес меня, — продолжает далее святой Иоанн Богослов, — в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию» (Откр. 21:10).
Каким же будет Небесный град? На основании Евангельских стихов (Откр. 21:10–22:5) приведём его описание. Итак, как запечатлено в Священном Писании, Святой Град будет иметь:
• славу Божию, которая заменяет светильник;
• большую и высокую стену;
• двенадцать ворот, которые никогда не запираются, и на них двенадцать Ангелов;
• на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых;
• со всех сторон света по трое ворот;
• стену с двенадцатью основаниями, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца;
• длину и ширину в виде четырехугольника равные высоте;
• стену из ясписа, ворота из одной жемчужины, улицы города — чистое золото, как прозрачное стекло, основания стены украшены всякими драгоценными камнями;
• престол Бога и Агнца;
• чистую реку воды жизни, исходящую от престола Бога и Агнца;
• древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов
В Небесном Иерусалиме не будет:
• храма, ибо храм его – Господь Бог Вседержитель и Агнец;
• ночи, солнца, светильников, ибо слава Божия освещает его;
• запирающихся ворот;
• ничего проклятого и нечистого.
В городе будут жить спасённые народы, служить Богу и Агнцу, видеть лице Его, на челах иметь имя Его и будут царствовать во веки веков. Право войти в город воротами и быть причастными к древу жизни будут иметь соблюдающие заповеди Божии.
Таким образом, из Священного Писания следует что:
— с приходом Христа во второй раз на землю замысел домостроительства Божиего будет исполнен до конца;
— древний змий, соблазнивший в раю прародителей Адама и Еву, будет побеждён вместе с лжепророком;
— все соблюдающие слово Божие и не поклонившееся зверю, ни образу его, и не принявшие начертания на чело свое и на руку свою имеют только одну смерть (телесную), будут воскрешены и станут причастниками жизни вечной – жителями нового Иерусалима;
— для них будет сотворено Богом новое небо и новая земля, и новый Святой город Иерусалим из чистого золота как прозрачное стекло;
— всё нечистое будет воскрешено, осуждено и брошено в огненное озеро, для них это станет второй смертью;
— смерть и ад, а также скорби и болезни будут побеждены;
— падшему человеку, искупленному кровью Агнца, покаявшемуся и соблюдшему заповеди Божии, будет возвращено Богом-Творцом его первоначальное райское состояние.
Теперь после обращения к Священному Писанию можно с уверенностью повторить вслед за святым Царём-Мучеником, что «не зло победит зло, а только любовь!», ибо Бог и есть Любовь. Любовь – Совершенная, Бесконечная, Всепрощающая, Долготерпящая, Всепобеждающая, Всемилостивая. Можно ещё и ещё называть качества и свойства Божией любви и, конечно, никогда не удастся перечислить их все полностью, а лишь то, что открывает человеку Сам Господь Духом Святым через Своё откровение и Богопознание.
Обретя уверенность в том, что зло временно, рассмотрим, как оно побеждается, вернее расточается и истончается: «и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением», — говорится в молитве Честному Кресту Господню.
Иногда человек, сталкиваясь в своей жизни с какой-либо несправедливостью, на подсознательном уровне с уверенностью утешает сам себя: «Всё равно победит добро (или любовь)». Чаще всего он принимает это как за некое обязательное правило (аксиому). Знает, что так должно быть, то есть верует и надеется, но не соотносит эту свою веру и надежду со своей деятельностью и с временными рамками исполнения своего желания. Из-за такого отстранённого отношения к сложившейся ситуации, получается, что человек возлагает надежды на кого-то другого, ожидая, когда тот некто придёт и победит, или от всей души желает чуда, ниспослания Господом Богом Ангелов Своих, чтобы они пришли и уничтожили зло.
Как мы видели из Священного Писания, так оно и будет. Придёт Господь во славе Своей с сонмом Ангелов на землю и упразднит зло совсем, то, которое не смог победить в себе отдельно взятый человек. И что же тогда будет? Вот как об этом говорится в Евангелии:
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25: 31-46).
Если вдуматься в смысл этих Евангельских слов, то становится страшно, но надежда на покаяние и прощение Божие изгоняет этот страх и заставляет бороться со своими немощами, нападающими на нас помыслами и страстями, прося помощи у Господа.
А как быть со злом, которое мы видим в окружающем нас мире, наших ближних? Нужно ли с этим злом бороться? Вот что об этом говорят духовно опытные:
«Всякая борьба со злом, — пишет монах Симеон Афонский — лишь укрепляет его и не дает возможности утвердиться добру. Поэтому самая лучшая борьба — это борьба за отсутствия зла в самом себе, именно так торжествует добро и именно поэтому оно непобедимо».
Помните, как учит Господь?
«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф.5:43–45).
«Истинный враг наш — диавол, который и людей учит, чтобы нас гнали, –наставляет святитель Тихон Задонский. — И потому по большей части он является причиной озлобления нашего, а не люди. Он нас через людей гонит и озлобляет, и его надо ненавидеть, а людям соболезновать, что его слушают».
Святитель Николай Сербский называет борца со злом разрушителем и пишет об этом так:
«Господь ищет созидателей, а не разрушителей. Ибо созидающий добро — тем самым разрушает зло. А тот, кто пустится разрушать зло — быстро забудет о созидании добра и превратится в злодея».
Из этого следует, что на зло не надо обращать внимание, надо научиться перестать замечать его, и тогда вокруг все, хотя бы в наших глазах, станут добрыми, а наши добрые помыслы и мысли, расположения и чувства, дела и поступки приумножат добро в нас и вокруг нас.
«Для победы над злом, — пишет святитель Игнатий Брянчанинов, — нам необходима помощь Божия. Когда содействует нам эта всесильная помощь, – мы побеждаем; когда она удаляется от нас, – мы побеждаемся».
Очень часто мы затрудняемся определить, что для нас полезно, а что нет, и ещё поэтому побеждаемся злом. Священномученик Пётр Дамаскин советует поступать в таких случаях следующим образом:
«Если же кто не знает, какое желание или какое разумение должно оставить, то да испытывает всякое дело и всякое разумение удалением и воздержанием от него, и что приносит беспокойство и при исполнении своем наслаждение, а при возбранении огорчение, то худо. И его надобно презреть, прежде нежели оно в нас замедлит, ибо иначе придется потрудиться, чтобы победить его, когда уже почувствуется от него вред. Это говорю о всяком деле и о всяком разумении, без которых мы можем быть живы телом и благоугодить Богу».
Что же бывает, если мы начинаем противиться злу? Святитель Феофан пишет об этом так:
«…противление больше раздражает противника и побуждает его изобретать новые неприятности, а уступка обезоруживает его и смиряет. От того бывает, что претерпи только первые натиски злобы — люди сжалятся и оставят тебя в покое. А противление и месть разжигают злобу, которая от одного лица переходит на семью, а потом из поколения в поколение».
«Злоба в сердце на ближнего, — поясняет преподобный авва Исаия, — уязвляет душу и отравляет зараженного ею».
«Со злом не борются, — делает вывод старец Симеон Афонский, — борются за Любовь, в Которой нет зла. Насколько ты преодолеешь в себе зло, настолько ты становишься ближе к Любви». От себя добавим, ближе к Богу.
Всё выше сказанное, совсем не означает, что со злом надо надо смиряться. Нет, его нужно просто не допускать в своё сердце. И если каждый из нас будет не принимать не соответствовавшие заповедям мысли, желания, чувства, то будет меньше худых дел и поступков, а значит, и зла в мире, а больше добра и святости.
Святые царственные страстотерпцы, молите Бога о нас!
Тропарь святым царственным страстотерпцам, глас 4:
Днесь, благовернии людие, светло почтим/ седмерицу честную царственных страстотерпец,/ Христову едину домашнюю Церковь:/ Николая и Александру,/ Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию./ Тии бо, уз и страданий многоразличных не убоявшеся,/ от богоборных смерть и поругание телес прияша/ и дерзновение ко Господу в молитве улучиша./ Сего ради к ним с любовию возопиим:/ о святии страстотерпцы,/ гласу покаяния и стенанию народа нашего вонмите,/ землю Российскую в любви к Православию утвердите,/ от междоусобныя брани сохраните,/ мир мирови у Бога испросите// и душам нашим велию милость.
Кондак святым царственным страстотерпцам, глас 8:
Избраннии Царем царствующих и Господем господствующих/ от рода царей Российских,/ благовернии мученицы,/ муки душевныя и смерть телесную за Христа приимшии/ и венцы Небесными увенчавшиися,/ к вам, яко покровителем нашим милостивым,/ с любовию благодарне вопием:/ радуйтеся, царственнии страстотерпцы,// за Русь Святую пред Богом усерднии молитвенницы.
Величание святым царственным страстотерпцам:
Величаем вас,/ святии царственнии страстотерпцы,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа// претерпели есте.