Во вторую Неделю Великого Поста мы совершаем память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. В этот праздник Святая Церковь говорит нам о тайне света, к которому мы должны приобщиться, если хотим увидеть Воскресение Христово, о действиях Святого духа, которые могут быть видимы человеком по воле Божией.
Святитель Григорий в истории Церкви известен, прежде всего, как выразитель православного учения о Благодати. Мы часто очень плохо знаем сокровища православной веры и православного богословия. Это касается даже основных христианских догматических истин. Тем более это касается учения святителя Григория о нетварных энергиях. Между тем его учение чрезвычайно важно не только для православного богословия, но и для понимания практической цели христианской жизни. Учение о Благодати самым принципиальным образом отличает нашу Церковь от Церквей неправославных, и, прежде всего, от западного христианства. Православная же Церковь сохранила ясное понимание этого смысла до настоящего времени. И этим мы во многом обязаны именно святителю Григорию Паламе. Будущий святитель родился в 1296 году в Константинополе и происходил из очень богатой и знатной семьи. Получил блестящее классическое образование, изучал грамматику, риторику, физику и логику. Особенно любил греческого философа Аристотеля. Во время турецкого нашествия семья нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282-1328). Отец святого Григория стал крупным сановником (сенатором) при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. В 17 лет юноша восхитил византийский двор, прочтя лекцию о сочинении «Логика» этого античного мудреца. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но благочестивый Григорий удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского (память II июля), принял постриг и начал путь подвижничества. После долгих лет монашеского подвига Григорий достиг духовного совершенства и сподобился благодатных даров от Бога. Многие строгие подвижники Афона удивлялись его святой жизни. Молитва его была непрестанной, умиление и сердечный плач достигали такой глубины, что слезы непрерывно текли из его глаз.
К 1332 году святитель Григорий начинает писать богословские сочинения. Он оставил после себя множество сочинений – проповеди, полемические трактаты, богословские труды, но главный его вклад в православное вероучение состоит в том, что он был защитником и практиком непрестанной молитвы, исихии (молчания), учения о нетварных энергиях и Фаворском свете. Подвижник с Божией помощью может очистить свой ум и тело от греховных мыслей и поступков настолько, чтобы удостоиться реальной встречи со Христом, увидеть нетварный фаворский свет, который было даровано увидеть апостолам на горе Преображения.
Около
1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор
трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, он получил
кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита
(память 3 октября), апофатическое богословие которого было признано в равной
мере и Восточной и Западной Церквами. Отправившись на Афон, Варлаам
познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о
непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Во
время своего путешествия Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать
тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы
иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.
По просьбе афонских монахов святитель
Григорий обратился сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность
подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились
«Триады в защиту святых исихастов» (1338). К 1340 году афонские подвижники с
участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама — так называемый
«Святогорский томос». На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой
Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся
на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя
Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в
энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но
являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь,
а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию. После посрамления
Варллама его учение было неоднократно принято другими христианами, одним из
которых явился ученый монах Акиндин, обвинивший святителя Григория главным
виновником церковных смут. В 1344 году патриарх Иоанн XIV отлучил святителя от
Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В
1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347-1349),
святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа
Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал
православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория не сразу, он
вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь
византийская галера попала в руки турок и святого Григория в течение года
продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал
проповедь христианской веры.
Лишь за три года до кончины
вернулся он в Солунь, где мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368
году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее,
который написал житие и службу святителю.
Церковь
Христова отвергла ересь Варлаама, закрывающую небо от человека и делающую Бога
недоступным для него. Учение же святителя Григория Церковь приняла и исповедует
даже до настоящего времени. Уже в XX веке в богословских и исторических
исследованиях расцветает своеобразный «паламитский ренессанс». Жизни
и трудам святителя Григория Паламы начинают посвящать множество научных
монографий. Такие известные русские богословы эмигрантской школы, как
архимандрит Киприан (Керн), протопресвитер Иоанн Мейендорф, архиепископ Василий
(Кривошеин), заново изучив все дошедшие до нас рукописи святого и свидетельства
о нем, вернули святому славу величайшего из Отцов Церкви, яркого богослова и
учителя, остающегося исключительно современным по сей день. В качестве
духовного поучения приведем отрывок из его беседы на праздник Преображения
Господня.«Будем веровать, как
научили нас апостолы, которые просвещены от Самого Христа, поскольку они одни
знают это хорошо: ибо тайны Божии ведомы, по словам пророка, одному Богу и Его
присным. Мы же, разумея тайну Преображения Господня по их наставлению, будем и
сами стремиться к озарению этим Светом и возгревать в себе любовь и стремление
к неувядаемой славе и красоте, очищая духовные очи от земных помыслов и
удаляясь от тленных и скоропреходящих сладостей и красот, помрачающих одежду
души и ввергающих в огонь вечный и тьму кромешную, от которых да освободимся
озарением и познанием невещественного и присносущного Света преобразившегося на
Фаворе Спасителя нашего, во славу Его, и превечного Отца Его, и Животворящего
Духа, Которых единое сияние, Едино Божество, и слава, и Царство, и сила и ныне
и присно и во веки веков. Аминь».