«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» (2 Кор. 1:3).
Апостол называет Господа Богом милосердия и утешения, потому что Он утешает нас во время скорби. Бог делает это для того, чтобы мы поступали также с другими, нуждающимися в утешении.
Утешение – это одна из граней любви. Дар утешения был пресущ всем старцам. Никто не отходил от них не утешенным. От утешения у человека появляются крылья за спиной, и тогда он может «взлететь» над тем, что его приводит к унынию и заставляет не жить, дыша полной грудью и славить Творца неба и земли, а существовать, забывая о Боге.
Утешение, как пишет апостол, прямо пропорционально скорби. Чем больше скорбь, тем больше человек получает утешение:
«…умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор. 1:5).
Апостол замечает, что для получения утешения необходимо одно условие. Страдания должны быть непременно Христовы, то есть те, которые мы переносим, живя по заповедям и учению Христову.
Страдания, которые человек испытывает от страстей, не приводят к утешению, а, наоборот, действуют на личность разрушающе.
Христиане, живущие по Духу и преуспевшие в стяжании Его, добровольно принимают на себя скорби других для их спасения:
«Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим», — пишет апостол (2 Кор. 1:6).
Утешение не зависит от суммы знаний, возраста, сана, положения в обществе. Утешение – это дар. Оно может ниспослано Господом любому человеку для спасения окружающих. Ибо без утешения человеку трудно жить по-христиански.