Празднование памяти двух православных святителей, живших в Александрии – Афанасия и Кирилла – совершается 31 января по новому стилю (18 января по старому). Каждый из них имеет свой отдельный день памяти, но в знак их общих заслуг перед Церковью было установлено еще и совместное празднование. Святители Афанасий и Кирилл известны прежде всего борьбой против искажений православного вероучения.
Святитель
Афанасий Великий родился около 298 года в Александрии. Во время Первого
Вселенского собора в 325 году Афанасий Великий, находившийся тогда еще в
диаконском сане, присутствовал на заседаниях собора в качестве секретаря
епископа, принимая активное участие в составлении Никейского Символа веры.
Кроме того, он участвовал в христологических спорах, настаивая на единосущности
природы Христа.
Вскоре после завершения работы
Собора скончался Александрийский епископ, и Афанасий был назначен на его место.
Во время своего епископского служения святитель Афанасий Великий много делал
для борьбы с ересью арианства, которая была широко распространена в IV веке в
Римской империи, причем пользовалась поддержкой самого императора, что привело
к недовольству при императорском дворе, и многочисленные интриги его
противников привели к тому, что в 335 году он был осужден Трирским собором по
нелепым обвинениям и отправлен в ссылку. После смерти императора Афанасий
Великий вернулся на занимаемую им Александрийскую кафедру, однако спустя
несколько лет вновь был вынужден покинуть место своего служения и скрываться. В
конце жизни ему удалось вернуться в Александрию, где он продолжал епископское
служение до своей смерти, последовавшей в 373 году. 46 лет святитель Афанасий был епископом города Александрии и
много раз изгонялся с кафедры и возвращался обратно, потому что
ариане, называющие себя христианами, верующими в Евангелие, искали,
придумывали вину, чтобы осудить и предать смерти святителя.
Святой Кирилл происходил из знатной и благочестивой христианской семьи. Изучив светские науки, в том числе и философию, св. Кирилл вступил в скит святого Макария в Нитрийских горах, где пробыл шесть лет. Патриарх Александрийский Феофил (385–412 гг.) посвятил его в сан диакона, причислил к клиру и, видя его одаренность, поручил произносить проповеди.
По смерти патриарха Феофила святитель Кирилл единодушно был избран на патриарший престол Александрийской Церкви. Его пламенная ревность о чистоте христианского учения и непреклонная твердость в защите веры обнаружились в борьбе с Несторием, возмутившим своей ересью Церковь. Столичный архиепископ Несторий высказал мнение, что нельзя именовать Деву Марию Богородицей, потому что она родила не Бога, а простого человека. То есть, от Девы родился простой человек Иисус, в котором пребывал Сын Божий и именно поэтому Иисус сохранил полное послушание Отцу. Для Нестория и неприемлемы такие выражения как: Бог родился от Девы, Бог страдал на кресте и умер… Если Бог рождается, страдает и умирает – значит Бог подвержен изменениям, что противоречит вере в вечного и неизменного Бога. Поэтому единство Христа было лишь видимым. В полемике с несторианством святитель Кирилл Александрийский особенно подчеркивал, что рожденный от Девы Иисус Христос – это Сам предвечно рожденный Богом-Отцом Сын Божий, а именно поэтому мы можем говорить, что Дева родила Бога (и называть Деву – Богородицей). Если Несторий проводил четкое различие между «храмом» — рожденным Девой Иисусом, и «обитавшем в нем» — Сыном Божиим, то святитель Кирилл говорит о истинном единстве Бога и человека во Христа: «Один и тот же Бог-Слово есть Бог и человек», «Кто не исповедует Слово Божие пострадавшим плотию, и распятым плотию, и смерть вкусившим плотию, ставшим перворожденным из мертвых (Кол. 1, 18), так как Он есть жизнь и животворящий, как Бог: да будет анафема». Противостояние накалилось до того, что оба противника были помещены в тюрьму, но в конце концов Кирилла освободили, а Нестория отправили в ссылку, где тот и скончался. В 431 году был проведен III Вселенский Собор, окончательно осудивший несториан и утвердивший почитание Девы Марии как Богородицы. Скончался святитель в 444 г.
Совершая празднование памяти святителей Афанасия и Кирилла, Церковь призывает каждого верующего хранить православную веру, очищенную от заблуждений и ересей, ведь именно защитой подлинного православного вероучения и занимались два великих Александрийских святителя.