«Очень много зла от мысли, что смерть за горами. Извольте приблизить её и помните, что ей из-за гор ничего не стоит прискочить.»
Такой совет дает нам самый плодовитый духовный писатель Русской Церкви святитель Феофан Затворник, епископ земли Владимирской с 1863 по 1866 год. Какой же путь проделал этот великий человек до того, как Церковь увековечила его память, причислив к лику святых?
Георгий Говоров Родился 10 (23) января 1815 года в селе Чернава Елецкого уезда Орловской губернии в семье сельского священника Василия Тимофеевича Говорова и его жены Татьяны Ивановны. В 1823 году его отдали учиться в Ливенское духовное училище. Способный, хорошо подготовленный отрок легко прошёл курс духовного училища и через шесть лет (в 1829 году) в числе лучших учеников был переведён в Орловскую духовную семинарию. В семинарии Георгий учился так же успешно, как и в училище. Именно здесь юноша впервые начал сознательно работать над собой, уже в это время его характерной чертой была любовь к уединению. По окончании семинарии, в 1837 году, как лучший из воспитанников своего курса он был направлен в Киевскую духовную академию, где он, как и в прежних образовательных учреждениях учился с большим прилежанием. Здесь в нём раскрылась способность к писательскому творчеству. В октябре 1840 года Георгий подал прошение руководству о пострижении в монашество. В феврале 1841 ректор академии, преосвященный Иеремия, совершил постриг. Тогда же Георгий получил новое имя, Феофан, в честь святого Феофана Исповедника. В апреле 1841 года инок Феофан был посвящен в иеродиакона, а в июле – в иеромонаха. Успешно окончив Академию с титулом Магистра Богословия, иеромонах Феофан назначается ректором Киево-Софийских училищ и преподавателем латинского языка. 13 декабря 1844 г. его назначают бакалавром нравственного богословия в С.-Петербургскую Духовную Академию. 21 августа 1847 года по его просьбе он был назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме, которую возглавлял архимандрит Порфирий (Успенский). В Иерусалиме Феофан выучился иконописи, прекрасно изучил греческий язык, основательно — французский, занимался еврейским и арабским, близко познакомился с инославными христианскими вероисповеданиями, познав как силу их пропаганды, так и слабость. В 1853 году началась Крымская война, и 3 мая 1854 года миссия была отозвана. По возвращении в Россию он был определён преподавателем канонического права в Санкт-Петербургскую духовную академию; 14 апреля 1855 года возведён в сан архимандрита. В сентябре этого же года он был назначен ректором Олонецкой духовной семинарии, которая находилась в здании Петрозаводского духовного училища. 1855 г. он стал настоятелем посольской церкви г. Константинополя, где многое узнал об Афоне и тамошних подвижниках.
В 1859 году архимандрит Феофан посвящается в епископский сан, с назначением на Тамбовскую кафедру, где он служил до 1863 г. В 1863 году церковное руководство переместило епископа Феофана на другую кафедру, во Владимир-на-Клязьме. Здесь, как и на месте предыдущего служения, он способствовал приумножению церковно-приходских школ и духовных училищ. С 1865 года, опять же, при его личной инициативе, стали выходить «Владимирские епархиальные ведомости». в 1866 году святитель Феофан освящает новый пятикупольный соборный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери в Боголюбском монастыре. Это один из самых больших храмов в Центральной России, вмещающий около 5 тысяч молящихся.
В 1866 году епископ Феофан подал прошение Святейшему Синоду. Просьба святителя показалась членам Синода необычной, ведь и по уровню знаний и духовного опыта, и по состоянию здоровья, и по организаторским способностям он удовлетворял требованиям архиерейского служения. Святителя выслушали, после чего, согласившись с его доводами, освободили от руководства епархией. Тогда его назначили настоятелем в приглянувшуюся ему Вышенскую пустынь, но должность настоятеля не вполне соответствовала стремлению его просветленного сердца. В 1872 году святитель фактически начал вести жизнь затворника. Он затворился в отдельном помещении. Круг его посетителей ограничился чрезвычайно малым количеством людей. В своих кельях он устроил маленькую домовую церковь, сам служил в ней Божественную Литургию: первое время – по воскресным и праздничным дням, а в последние годы своей земной жизни – ежедневно. В 1876 году Феофан издал перевод на русский язык первого тома «Добротолюбия» (труд Никодима Святогорца). Он получил за него степень доктора. он вёл обширную переписку: ежедневно почта приносила от 20 до 40 писем, при этом епископ Феофан обязательно отвечал на каждое. Скончался 6 января 1894 года, в праздник Крещения Господня. При его кончине никто не присутствовал. На Поместном cоборе Русской православной церкви в 1988 году, посвящённом 1000-летию Крещения Руси, Феофан Затворник был прославлен в лике святителей. Мощи святителя хранятся в Вышенском женском монастыре.