Христиане свято чтут память трех святителей, каждому из них по несколько раз в году совершается память. Есть и день, когда почитаются все три святителя, как равные по величию и значимости для христианства. Однако такое почитание существовало не всегда.
При императоре Алексие Комнине, который правил с 1081 по 1118 г., в Константинополе разгорелся спор, разделивший на три лагеря мужей, просвещенных в вопросах веры и усердных в стяжании добродетелей. Речь шла о трех святителях и выдающихся отцах Церкви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте. Сторонники святителя Василия превозносили его за то, что он сумел объяснить тайны природы как никто другой и своей добродетельной жизнью вознесся на Ангельскую высоту. Избегая всего низменного или земного, он был организатором монашества, борцом за чистоту нравов. Почитатели ставили его выше святого Иоанна Златоуста, который по характеру был склонен прощать грешников.
Другая партия, напротив, защищала Златоуста, возражая противникам, что прославленный епископ Константинополя ничуть не в меньшей степени, чем святитель Василий, был устремлен бороться с пороками. Непревзойденный в красноречии, златоустый пастырь оросил Церковь настоящей полноводной рекой проповедей. В них он толковал Слово Божие, показывая применение богословия в повседневной жизни.
Третья группа ратовала за то, чтобы признать главным святителя Григория Богослова за величие, чистоту и глубину его языка. Они говорили, что святитель Григорий, лучше всех освоивший мудрость и красноречие греческого мира, достиг высочайшей степени в созерцании Бога, поэтому никто из людей не смог столь великолепно изложить учение о Святой Троице.
Каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы. Забыв о почтительном отношении к святителям, люди пускались в бесконечные споры и перебранки, оскорбляя тем самым всех троих архиереев.
В 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились вместе три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти, объявив, что они равны пред Богом, а уже с первой половины XII века в греческих богослужебных книгах появляется служба трём святителям. В древнерусской литературе была распространена «Беседа трёх святителей», состоящая из вопросов и ответов, написанных от имени Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Этот памятник письменности митрополит Киевский и всея Руси Киприан включил в список «ложных книг». Братия Богородице-Рождественского монастыря особо чтит этот праздник, так как теплый храм подворья монастыря Покрова на Нерли посвящен трем святителям.