Память Святых мучеников Севастийских всегда почиталась среди православных с особой честью, важным этот праздник считали и на Руси. Своей историей он уходит в древность, во времена великих гонений на христиан.
В 313 году святой император Константин Великий даровал христианам свободу вероисповедания. Но власть во многих провинциях по-прежнему принадлежала язычникам, гонителям христиан. Так было и в провинции Армения, располагавшейся на территории современной Турции. Здесь, в городе Севастии гарнизоном командовал ревностный язычник Агриколай. И вот зимой 320 года он повелел всем своим воинам совершить жертвоприношения идолам. Сорок человек отказались, заявив, что они — христиане и поклоняются только Богу истинному, а не истуканам.
Сначала Агриколай уговаривал их, обещал повышение по службе, деньги. Потом стал угрожать тюрьмой и позорной смертью. Но воины отвергли все посулы и угрозы, и тогда правитель заключил их в тюрьму. Узники усердно молились и ночью услышали глас: «Претерпевший до конца спасется».
Неделю спустя в город приехал знатный сановник Лисий и велел побить воинов-христиан камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный самим Лисием, попал в лицо Агриколаю. Смущенные мучители вернули узников в тюрьму, чтобы подумать, как поступить с ними. Ночью в темнице воины снова услышали утешающий голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». На следующий день воинов связанными повели к озеру близ города Севастии. В тот день был сильный мороз. Воинам приказали раздеться и поставили прямо в ледяную воду. А на берегу топилась баня, и мучители сказали, что любой из них может сразу же согреться в ней, если отречется от Христа. Всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга. Они пели псалмы, несмотря на боль, причиняемую обморожением. А мука эта по силе сравнима с ожогами от огня. Один из воинов после нескольких часов не выдержал, побежал на берег, к бане. Но едва он вступил на порог жарко натопленной бани, из-за резкого перепада температур кожа и плоть его стали отделяться, и он умер.
Ночь
длилась, и стражники, охранявшие место мучения, задремали. Не мог заснуть
только один из них, Аглаий. Он был поражен: как же эти христиане, несмотря
на неслыханные мучения, не прекращают молитвы? В третьем часу ночи
он увидел, что над озером разливается яркий свет, совсем как летом.
Стало так тепло, что лед растаял. Аглаий недоумевал: что же происходит?
Взглянув вверх, он увидел над головами воинов светящиеся венцы. Венцов
было тридцать девять — по числу оставшихся стойкими мучеников. Тогда
Аглаий сбросил с себя одежду, крикнул, будя других стражников: «И я христианин!»
— и побежал к мученикам. Он молился: «Господи Боже, верую в Тебя,
в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь
пострадать с Твоими рабами».
Утром вернулись начальники
мучителей и увидели, что воины еще живы, да впридачу среди них один
из тюремщиков. В ярости Лисий и Агриколай велели перебить мученикам
молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая
от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога.
Лисий приказал уничтожить
останки воинов, чтобы христиане не почитали мощи новых мучеников.
Тела святых были сожжены на костре, а кости брошены в реку. Спустя
три дня мученики явились во сне епископу Севастии Петру и повелели
ему взять кости из реки. Епископ с несколькими священниками ночью тайно
пришли к реке, и, увидев кости, сияющие в воде как звезды, собрали их и
захоронили.
В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» — булочки в виде птиц. Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу.