Петров пост (Апостольский) — это один из четырёх многодневных годовых постов, который установлен в честь святых апостолов Петра и Павла, постившихся с целью приготовления себя к евангельской проповеди (Деян. 13, 3). Петров пост начинается через неделю после Троицы и, в отличие от всех прочих многодневных постов, имеет различный период по продолжительности: от 8 до 42 дней, в зависимости от пасхального цикла. Заканчивается он всегда в день памяти Петра и Павла, 12 июля (29 июня ст. ст.). В этом году Троица отмечается 7 июня (воскресенье), поэтому Петров пост начнется 15 июня (понедельник) и будет длиться 27 дней, до 11 июля (суббота).
Впервые об этом периоде упоминается в «Апостольском предании», написанном святым Ипполитом Римским в III век. С IV века упоминания отцов Церкви об апостольском посте встречаются всё более часто. Однако изначально он не был никак связан с Петром и Павлом, он назывался постом Пятидесятницы и существовал для тех, кто по тем или иным причинам не мог соблюдать Великий пост. Между тем когда День Петра и Павла приобрел статус одного из самых почитаемых христианских праздников (произошло это в начале IV века), пост, предшествовавший 12 июля, стал Петровским и начал восприниматься верующими, как своеобразный подготовительный этап ко дню памяти святых апостолов. Особенно Петров пост утвердился, когда в Константинополе и Риме были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла (ок. 324 года).
Петров пост — нестрогий. Во все дни поста, кроме среды и пятницы, верующие могут есть рыбу. Мясо постящимся есть нельзя. Православные христиане на Руси постились по церковному Уставу, поэтому много традиций Петрова поста было связано с кулинарией. В среду и пятницу готовили летние постные блюда: окрошки, постные щи, грибную икру, ботвиньи из молодой зелени и множество других блюд. В праздничные дни Петрова поста хозяйки часто пекли особые пироги — рыбники. Рыбу запекали в тесте прямо целиком, пирог был открытым. Многие из этих блюд готовятся и сейчас в православных монастырях.
Чтобы трапеза была не во вред здоровью и при этом, действительно, постной, можно активно использовать в блюдах овощи, грибы, ягоды и фрукты.
Но основной целью воздержания плоти является не очищение организма, но души. Рассуждая о пользе постнического воздержания, святые отцы называют «разумный и умеренный пост основанием, опорой и главою всех добродетелей».
Посты установлены для просвещения души и усмирения плоти, с помощью поста учимся побеждать свои греховные страсти — и душевные, и телесные, которые имеем от природы и которые возбуждают в нас враги наши — лукавые демоны.
Святое Евангелие также свидетельствует о том, что для борьбы с падшими духами предписаны нам упражнения в посте и молитве: «Сей же род (то есть род демонов) изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21)».