Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин — христианский монах и богослов, один из основателей монашества в Галлии, видный теоретик монашеской жизни. Преподобный родился в городе Марселе. Позже отправился в Палестину, где в Вифлеемской обители принял иноческий постриг. После двухлетнего пребывания в обители в 390 году преподобный с духовным братом Германом в течение семи лет путешествовал по Фиваиде и Скитской пустыне, черпая из духовного опыта многочисленных подвижников. Вернувшись в 397 году на короткое время в Вифлеем, духовные братья три года подвизались в полном уединении, а затем отправились в Константинополь, где слушали святого Иоанна Златоуста. В Константинополе преподобный Кассиан принял сан диакона. В 405 году константинопольский клир направил преподобного в Рим к папе Иннокентию I во главе посольства – искать защиты безвинно страдающему святителю.
В сан пресвитера преподобный Кассиан был посвящен у себя на родине. В Марселе он впервые в Галлии устроил два общежительных монастыря, мужской и женский, по уставу восточных обителей. По просьбе епископа Аптского Кастора преподобный Кассиан в 417–419 годах написал 12 книг «О постановлениях киновий» палестинских и египетских и 10 бесед с пустынными отцами, чтобы дать соотечественникам образцы общежительных монастырей и познакомить их с духом подвижничества православного Востока. В своих книгах он знакомит читателей с чином монашеского чтения молитв и псалмов, с разновидностью грехов, с элементами и значением монашеского облачения. В беседах отеческих наставник в подвижничестве святой Кассиан говорит о цели жизни, о духовном рассуждении, о степенях отречения от мира, о желаниях плоти и духа, о восьми грехах, о бедствиях праведников, о молитве. В последующие годы преподобным Кассианом написано еще четырнадцать бесед: о совершенной любви, о чистоте, о Божией помощи, о разумении Писания, о дарованиях Божиих, о дружбе, об употреблении языка, о четырех родах иноков, о жизни отшельнической и общежительной, о покаянии, о посте, о ночных искушениях. В 431 году святой Иоанн Кассиан написал свое последнее сочинение против Нестория, в котором собрал против ереси суждения многих восточных и западных учителей. По словам преподобного Иоанна Лествичника (память 30 марта), «великий Кассиан рассуждает превосходно и возвышенно». Святой Иоанн Кассиан Римлянин мирно почил в 435 году. Святой повсеместно почитается Православной Церковью, однако в Католической Церкви он долгое время не признавался из-за критики блаженного Августина. Однако уже в конце 14 века Папа Урбан Пятый почитает его святым. Память совершается в невисокосные годы 28 февраля (13 марта), в високосные годы 29 февраля (13 марта)[4].
Из-за скачков даты памяти Иоанна Кассиана в невисокосные годы, возникали суеверия и народные приметы связанные с этим святым. У восточных славян Касьянов день считался одним из самых опасных дней. Считалось, что если человек в этот день выйдет на улицу, то он рискует заболеть или умереть, если захочет поработать, то работа не будет спориться.
В образе св. Касьяна, известном по сказкам, присутствуют демонические черты: несоразмерно большие веки, смертоносный взгляд («Касьян на что ни взглянет, всё вянет»), косоглазие («Касьян глазом косит»), дурной характер, злобность, связь с демонами, а также завистливость, склочность, маленький рост. В русских сказках А.Н.Афанасьева оппонентом Касьяна обычно является Никола-угодник, который противопоставляется ему и изображается положительным героем.