«Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется»(Мф, 10:21,22)
Во времена Российской Империи одним из столпов государства и общества являлось святое Православие. Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. После революции 1917 года советская власть заняла бескомпромиссную и непримиримую позицию в отношении Церкви. Все религиозные конфессии страны, и Православная Церковь в первую очередь, воспринимались новыми вождями не просто как пережиток «старого режима», но и важнейшее препятствие на пути строительства «светлого будущего». Поскольку духовенство имело авторитет среди людей, оно могло, как думали большевики, натравить народ на свержение власти, а значит, представляли угрозу для них. Сразу после октябрьского восстания начались гонения. Так как большевики не укрепились окончательно и не хотели, чтобы их правительство выглядело тоталитарным, устранения представителей Церкви не обусловливалась их религиозными убеждениями, а представлялась в виде наказания за «контрреволюционную деятельность» или за другие выдуманные нарушения, причем жестокость, с которой убивались ни в чем не повинные люди, иногда превосходила ту, что была у римских гонителей в первые века. Так, например, епископа Соликамского Феофана на глазах у народа на сильном морозе раздели, привязали палку к волосам и опускали в прорубь до тех пор, пока он не покрылся льдом, а епископа Серапульского Амвросия привязали к хвосту лошади и пустили ее вскачь.
Среди пострадавших за веру в ХХ веке – святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, святые царственные страстотерпцы, преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918) и целый сонм святых угодников Божиих, понесших иго страдания и скорби ради имени Христова.
Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской состоялось на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. Это событие явило миру величие их подвига, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа.