Через некоторое время после покорения Казани царем Иваном Васильевичем Грозным, учреждения им Казанской епархии и успешного распространения христианства магометане стали оказывать сильное сопротивление. Пожар 1579 г., истребивший половину Казанского кремля и прилегавшую часть города, они расценили как гнев «русского Бога».
Именно в это время для укрепления Православия в Казани была явлена милость Божия через чудесное обретение иконы Богоматери, получившей по этому случаю наименование Казанской.
Матроне, девятилетней дочери стрельца Онучина, вознамерившегося поставить себе новый дом на месте пожарища, во сне явилась Матерь Божия, повелевая сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее образ, указав и место на пепелище, где надо было копать.
Так как никто не обращал внимания на слова
ребенка, Матерь Божия явилась вторично, а на третий раз девочка во сне увидела
саму икону. Тогда мать испуганной девочки отвела дочь к воеводам и архиепископу
Иеремии, но никто не поверил словам ребенка.
Наконец, 8 июля мать с помощниками стала рыть по указанию дочери, но только
когда сама девочка взялась за заступ и стала копать около печи, появилась икона
Богоматери, обернутая в ветхий суконный рукав. Лик иконы был ясный, будто
только что написанный, нисколько не пострадавший от огня (иконография
Казанского образа представляет собой разновидность Одигитрии-Путеводительницы).
Узнав о чуде, архиепископ с градоначальниками торжественным крестным ходом
пришли на место чудесного обретения иконы и перенесли ее в церковь Николы
Тульского, затем после молебна — в Благовещенский собор.
События явления и перенесения образа описал священник Никольской церкви Ермолай, будущий митрополит Казанский и затем Патриарх Московский Ермоген, мученически пострадавший за Православие в смутное время.
Ему принадлежит и служба в честь Казанского образа, включая общеизвестный тропарь: «Заступнице усердная…» Он также засвидетельствовал и первые чудеса, свершившиеся во время торжества: по дороге прозрел Иосиф, бывший слепым уже три года, в самом соборе исцелился другой слепец Никита.
После того как архиепископ с воеводами отправили царю подробное описание обретения иконы с точным ее списком, тот велел строить на месте явления женский монастырь. Первыми постриженицами обители стали отроковица Матрона и ее мать.
В 1595 г. митр. Ермогеном был отстроен новый Успенский собор и штат монахинь увеличен до 64 человек; чудотворный образ был обложен царскими дарами — золотом, драгоценными камнями и жемчугом. В 1798 г. новые украшения были возложены императрицей Екатериной, и ею же были отпущены 25 тыс. руб. на строительство новой соборной монастырской церкви, освященной в 1808 г.