“Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании” (Иоил.2:12).
24 июня православные христиане вступают в Петров пост. Суть его, как и всякого поста, состоит в воздержании и покаянии. Но, к сожалению, под воздержанием мы часто понимаем лишь отказ от скоромной пищи, а о покаянии в силу летнего времени года — сезона отпусков и отдыха — забываем совсем. К тому же разнообразие и обилие овощей, фруктов и ягод подталкивает к соблазнительным кулинарным изыскам. В результате пост превращается в обычную лёгкую и даже очень приятную диету.
“Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою” (Матф.6:16).
“А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Матф.6:17-18).
Пост по словам Спасителя и должен быть приятным и радостным, но таковым его делают покаяние и молитва. Они как два крыла отрывают человека от житейских попечений и дают возможность, хотя бы чуть-чуть, оторваться от земли, всмотреться в себя, приглушить свои эгоистичные чувства и желания и немножечко, если не полюбить, то потерпеть тех, кто рядом. Потерпеть ради Христа, ради святых апостолов, в честь которых этот пост и назван.
“И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле” (Дан.9:3).
Не будем много писать об истории Петро-Павловского поста, подробную информации о нём можно узнать из рекомендуемых нами в конце статьи источников, только скажем, что находится он в тесной взаимосвязи с евангельскими событиями: сошествием Святого Духа на учеников Господа и их дальнейшим благовестием. Поэтому начинается он всегда через неделю (седмицу) после Дня Пятидесятницы (Святой Троицы) и оканчивается 12 июля, накануне праздника в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Внешняя его сторона несколько легче, чем в дни Великого и Успенского постов, внутреннее же содержание тоже – борьба с самим собой за человеческое достоинство.
“И постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом” (1Цар.7:6).
По установившемуся мнению Петров пост считается лёгким, но, на наш взгляд, если поразмыслить и вспомнить предыдущий опыт, он является наитруднейшим из всех четырёх постов. Прежде всего, потому что начало и середина лета само по себе – время различных соблазнов и лени, когда хочется отдыхать, отдыхать и отдыхать, угождая во всём своему любимому «я». Поэтому летом мы меньше молимся, реже ходим в храм и приступаем к церковным Таинствам, постоянно делаем себе послабления и чуть не полностью растрачиваем все накопленные за время Великого поста духовные сокровища.
“Так человек, который постится за грехи свои и опять идет и делает то же самое: кто услышит молитву его? и какую пользу получит он от того, что смирялся?” (Сир.34:26).
Так что, не такой Петров пост, получается, и лёгкий, но если правильно к нему подойти, то он принесёт несравнимую ни с одним житейским удовольствием радость – радость от общения с Господом и его святыми учениками — апостолами. И, безусловно, средствами к единению с Богом и апостолами кроме участия в соборной молитве в храме, Таинствах Покаяния и приобщении Святых Христовых Тайн будет милостыня — кусочек сознательно оторванного от себя собственного удовольствия, что уже само по себе подвиг.
“Доброе дело — молитва с постом и милостынею и справедливостью” (Тов.12:8).
Рекомендуемое чтение о посте:
- Вегетарианство и его отличие от христианского поста. Святитель Тихон (Беллавин), Патриарх Московский и всея России;
- Святоотеческое учение о посте;
- Святитель Тихон Задонский. Из книги «Сокровище духовное, от мира собираемое»;
- Как провести Петров пост;
- Петров пост.